Не ждите, пока позвоночник превратится в «бамбуковую палку»

Запущенную поясницу можно спасти

Не пропустите самый первый, но уже тревожный звонок от своего позвоночника

Не пропустите самый первый, но уже тревожный звонок от своего позвоночника


РЕВМАТИЧЕСКИМ заболеваниям подвержены не только взрослые, но и дети. Среди причин болезней и инвалидности эти недуги в лидерах. В этом году акция, приуроченная ко Дню борьбы с артритом, посвящена проблемам анкилозирующего спондилита (воспалительное заболевание позвоночника, при котором происходит постепенное сращивание костей друг с другом, а как результат — ограничение подвижности больного).

Врачи-ревматологи бьют тревогу: в Беларуси на начало года зарегистрировано около 1500 пациентов, страдающих таким недугом. Причем 65 процентов — люди трудоспособного возраста. Но реальная цифра может быть больше в разы, утверждает доцент кафедры кардиологии и внутренних болезней БГМУ, главный внештатный ревматолог Минздрава, кандидат медицинских наук Наталья МАРТУСЕВИЧ, с которой мы встретились в канун Всемирного дня борьбы с артритом (отмечается 12 октября).

— Наталья Альбертовна, раз заболевание попало в медицинский календарь — значит, оно действительно актуально?

— Всемирный день борьбы с артритом призван привлечь внимание к проблеме  заболеваний  костно-мышечной системы и соединительной ткани: остеоартроза, ревматоидного артрита... А в этом году — анкилозирующего спондилита. Это коварное заболевание чаще всего атакует лиц молодого возраста. А с учетом того, что наши люди не всегда знают его симптомы, поздно обращаются за помощью, эффективность лечения снижается.

— Казалось бы, полторы тысячи человек на страну — цифра небольшая…

— Это всего лишь данные статистики. Но о распространенности заболевания можно судить по опыту наших российских коллег. Они провели эпидемиологическое исследование.  И выяснилось, что официальные цифры можно смело умножать на два-три и даже больше! Предполагаю, что в Беларуси реальное число лиц, страдающих этим заболеванием, куда больше. Проблема в том, что не каждый может знать о своем опасном диагнозе. Вероятно, сказывается менталитет наших потенциальных пациентов. Боль в спине? Будем терпеть, авось сама пройдет! На самом деле за этими проблемами скрываются совершенно другие. 

— Наши читатели заметят: подумаешь, боль в спине, а у кого ее нет?..

— По опыту знаю, многие считают:  все, что доставляет дискомфорт в позвоночнике, — остеохондроз… И даже если боли начинают проявляться в раннем возрасте, объясняют это «помолодевшим» диагнозом. Уверенный в этом человек ходит, кряхтит, спина не гнется, а когда приходит к специалистам, у него уже диагностируются необратимые изменения. Позвоночник, условно говоря, уже превратился в бамбуковую палку, которая плохо  гнется. 

— В таком случае какие звоночки мы должны услышать от нашего организма? 

— В ревматологии существуют два термина — невоспалительные и воспалительные боли. Для развивающегося анкилозирующего спондилита характерна воспалительная боль в спине или в ягодичной области. Человек начинает замечать, что именно ночью, когда организм отдыхает, она начинает беспокоить его, усиливаясь под утро. Сложно даже повернуться. Но бедолага считает, что наработался на огороде или виной всему неудобная постель. Но в чем нюанс этой боли? Она достаточно длительная. В принципе, может быть связана и с грыжами диска. Но та, о которой мы говорим, перемежающаяся, стойкая, до трех месяцев: болят поясница, ягодичная область, крестец. В частности, идиопатический анкилозирующий спондилит (его еще называют болезнью Бехтерева) может начинаться с периодической боли в области перехода позвоночника в таз. Еще один из симптомов, на который, уверена, многие не обращают внимания, — это когда по утрам появляется чувство скованности, приходится расхаживаться, разминаться, спина становится подвижной через полчаса-час. Это говорит о том, что нарушается подвижность позвоночника. 

— Но почему болезнь стала в последние несколько десятков лет выбирать себе жертв помоложе? 

— К сожалению, нельзя однозначно ответить на  этот вопрос. Причина многих ревматических заболеваний до настоящего времени остается неизвестной, как и то, почему одни выбирают молодых, другие — лиц зрелого возраста.

— Можно ли увязать это с наследственностью?

— Действительно, в некоторых случаях характерно присутствие в организме конкретного человека определенного антигена,  который повышает риск развития болезни. И замечено, что у людей с анкилозирующим спондилитом этот антиген встречается значительно чаще.  Он передается по мужской линии, повышая риск развития болезни. Чтобы выяснить это, назначается специальное обследование.

— Достаточно ли рентгена, который обнаружит проблему?

— Увы, рентген в этой ситуации — поздняя диагностика. Пациент может страдать год-два, и только тогда проявятся очевидные изменения. Но обнаружить проблему врач может и на ранней стадии, а затем направить на обследование.  Мы сейчас  активно обучаем методике  ранней диагностики участковых терапевтов, врачей общей практики, работающих в участковых больницах и амбулаториях в сельской местности. Проводили в течение года  выездные мастер-классы усилиями лучших экспертов-ревматологов. В 2017 году продолжим эту работу.   

— Какие методы лечения оптимальны?

— Из медикаментозных назначают курс  нестероидных противовоспалительных препаратов в адекватных дозах, длительно. В тяжелых случаях могут предложить провести генно-инженерную биологическую терапию. Плюс — санация очагов хронической инфекции.  Но еще раз хочу обратить внимание на то, что наибольший эффект от применяемой терапии  достигается только при рано установленном диагнозе. Увы, при необратимых изменениях эффект от лечения будет  низким. Человек с таким диагнозом должен научиться заниматься собой, уделять своему позвоночнику минимум сорок минут в день — делать гимнастические упражнения на растяжку, скручивания. Движение, активный образ жизни заметно снижают риск прогрессирования  болезни. Это предотвращает формирование костных перетяжек между позвонками, которые, разрастаясь, буквально замуровывают позвонки. 
Курение на 50 процентов снижает эффективность проводимой терапии и, наоборот, повышает риск развития остеопороза.

— А если говорить о сельских жителях и чрезмерных физических нагрузках?

— С одной стороны, подвижность и сельский труд — неплохо, но чрезмерные нагрузки при уже сформировавшемся недуге, особенно когда мы говорим о поздних стадиях, где уже возможен и остеопороз, могут привести  к определенным проблемам. 

korenevskaya@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter