Запрос на рабочие руки

О потребности рынка труда в рабочих специальностях

Любопытную тенденцию показала минувшая вступительная кампания: колледжи и лицеи снова пользуются спросом у абитуриентов. Результат ли это ярких побед на международных состязаниях по профмастерству или смена мировоззрения общества по поводу университетской корочки, но факт налицо. Среди поступающих в ссузы особенно много оказалось желающих стать специалистом в сфере правоведения и фотографии, а также связать свою жизнь с автосервисом, педагогикой, медициной (в лидерах — сестринское дело) и информационными технологиями.

В свою очередь, абитуриенты учреждений профтехобразования делали выбор в пользу оператора компьютерной графики, парикмахера, повара, кондитера, машиниста крана, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера охранно–пожарной сигнализации и водителя автомобиля со специализацией «международные перевозки». В топе и профессии, связанные с железнодорожным транспортом.

Да, рабочие специальности действительно начали вызывать интерес и открывать новые горизонты. Причем нередко куда более отчетливые, чем после вуза. Поэтому и неудивительно, что в колледжи на некоторые популярные специальности идут ребята с аттестатами отличников. Скажем, на правоведа конкурс перевалил за пять человек на место — более чем серьезная конкуренция. Да и проходной балл оказался внушительным — 9,5 из 10. На дошкольное и начальное образование, как и на автосервис, надо было перешагнуть планку в 8,8 балла. Наверняка многие, получив серьезную профессиональную основу, продолжат образование в университете. Тем более что сокращенная форма обучения сегодня снова в моде. Между тем в профтехобразовании своя статистика: более 90% выпускников, кроме рабочей квалификации, получают параллельно и общее среднее образование, обязательность которого сейчас активно обсуждают, а потом примерно 14% ребят продолжают пополнять копилку знаний в ссузах или вузах.

Впрочем, одно остается неизменным. По–прежнему запросы рынка и предпочтения потенциальных работников не совпадают. Заказчики кадров ждут швей, сборщиков обуви, овощеводов, ткачей, а в последнее время дефицитными стали и некогда востребованные у вчерашних школьников штукатур, каменщик, токарь–фрезеровщик. В ответ на запросы рынка, поделилась новостью консультант управления профессионального образования Министерства образования Татьяна Артемьева, учебные заведения профтехобразования в этом году решили открыть подготовку сразу по пяти новым профессиям. Здесь и электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, и рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, и оператор цифровой печати, а также кузовщик и изготовитель творога. В итоге в новом учебном году в наших профессионально–технических колледжах, училищах и профессиональных лицеях можно получить 251 профессию.

Одно из главных достижений этой ступени образования — появление ресурсных центров, которые позволяют быстро переходить от теории к практике, оттачивая знания не на вышедших еще в прошлом веке из оборота станках, а на современном оборудовании. Сейчас в стране 40 таких центров по 11 направлениям. А в ближайшее время их станет еще на два больше, оба — для электромонтажников. Судите сами: только за прошлый учебный год через ресурсные центры прошли более 14,5 тысячи человек. Причем не только ребята из различных учебных заведений, но и взрослые, которым пришлась кстати переподготовка или повышение квалификации. Готовят здесь и участников для очередного соревнования WorldSkills, на этот раз по 27 компетенциям. Опыт прошлых конкурсов показал: дело это важное и нужное, которое позволяет посмотреть на наше профобразование со стороны. Первые практические результаты есть. Изменилась программа по парикмахерскому искусству, а в колледжах стали готовить мехатроников со специализацией «вентиляция и кондиционирование».

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Сие может означать только одно---родители и их дети стали трезво оценивать свои возможности.
пенсионер, за 60, Россия
А куда идут эти ребята после получения образования? Если трудятся на благо своей страны, да еще по полученной специальности, это замечательно. Хуже, если им приходится применять свои знания за границей.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?