О потребности рынка труда в рабочих специальностях

Запрос на рабочие руки

Любопытную тенденцию показала минувшая вступительная кампания: колледжи и лицеи снова пользуются спросом у абитуриентов. Результат ли это ярких побед на международных состязаниях по профмастерству или смена мировоззрения общества по поводу университетской корочки, но факт налицо. Среди поступающих в ссузы особенно много оказалось желающих стать специалистом в сфере правоведения и фотографии, а также связать свою жизнь с автосервисом, педагогикой, медициной (в лидерах — сестринское дело) и информационными технологиями.

В свою очередь, абитуриенты учреждений профтехобразования делали выбор в пользу оператора компьютерной графики, парикмахера, повара, кондитера, машиниста крана, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера охранно–пожарной сигнализации и водителя автомобиля со специализацией «международные перевозки». В топе и профессии, связанные с железнодорожным транспортом.

Да, рабочие специальности действительно начали вызывать интерес и открывать новые горизонты. Причем нередко куда более отчетливые, чем после вуза. Поэтому и неудивительно, что в колледжи на некоторые популярные специальности идут ребята с аттестатами отличников. Скажем, на правоведа конкурс перевалил за пять человек на место — более чем серьезная конкуренция. Да и проходной балл оказался внушительным — 9,5 из 10. На дошкольное и начальное образование, как и на автосервис, надо было перешагнуть планку в 8,8 балла. Наверняка многие, получив серьезную профессиональную основу, продолжат образование в университете. Тем более что сокращенная форма обучения сегодня снова в моде. Между тем в профтехобразовании своя статистика: более 90% выпускников, кроме рабочей квалификации, получают параллельно и общее среднее образование, обязательность которого сейчас активно обсуждают, а потом примерно 14% ребят продолжают пополнять копилку знаний в ссузах или вузах.

Впрочем, одно остается неизменным. По–прежнему запросы рынка и предпочтения потенциальных работников не совпадают. Заказчики кадров ждут швей, сборщиков обуви, овощеводов, ткачей, а в последнее время дефицитными стали и некогда востребованные у вчерашних школьников штукатур, каменщик, токарь–фрезеровщик. В ответ на запросы рынка, поделилась новостью консультант управления профессионального образования Министерства образования Татьяна Артемьева, учебные заведения профтехобразования в этом году решили открыть подготовку сразу по пяти новым профессиям. Здесь и электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, и рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, и оператор цифровой печати, а также кузовщик и изготовитель творога. В итоге в новом учебном году в наших профессионально–технических колледжах, училищах и профессиональных лицеях можно получить 251 профессию.

Одно из главных достижений этой ступени образования — появление ресурсных центров, которые позволяют быстро переходить от теории к практике, оттачивая знания не на вышедших еще в прошлом веке из оборота станках, а на современном оборудовании. Сейчас в стране 40 таких центров по 11 направлениям. А в ближайшее время их станет еще на два больше, оба — для электромонтажников. Судите сами: только за прошлый учебный год через ресурсные центры прошли более 14,5 тысячи человек. Причем не только ребята из различных учебных заведений, но и взрослые, которым пришлась кстати переподготовка или повышение квалификации. Готовят здесь и участников для очередного соревнования WorldSkills, на этот раз по 27 компетенциям. Опыт прошлых конкурсов показал: дело это важное и нужное, которое позволяет посмотреть на наше профобразование со стороны. Первые практические результаты есть. Изменилась программа по парикмахерскому искусству, а в колледжах стали готовить мехатроников со специализацией «вентиляция и кондиционирование».

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter