Запретная зона для Горацио

Книжный навигатор
Навум Гальпяровiч. Гэта ўсё для цябе. Вершы, мiнiяцюры, навелы. Мiнск. Мастацкая лiтаратура, 2006.

Наум Гальперович свою новую книгу поделил между двумя музами — поэзии и прозы. Интересное созвучие: произведения первой части словно приобретают неожиданную подсветку во второй... Поскольку проза очень искренняя, исповедническая. Талантливый мальчик из интеллигентной еврейской семьи провинциального белорусского города... Отстаивание права на литературное призвание, обретение любви к той земле, на которой живешь, осознание себя частью ее народа, мучительный поиск духовных ценностей... Портреты людей, с которыми довелось встретиться, случаи из биографии, герой которых не обязательно выглядит выигрышно, размышления о литературе... Может быть, автора упрекнут в излишней простоте изложения: в его стиле действительно нет особых изысков, многое намечено как бы карандашными линиями, сюжеты так же бесхитростны, как сама жизнь. Но это может быть истолковано и как достоинство. К тому же в сборнике меньше «акварельности», лиричности, отмечаемой критиками в предыдущих сборниках, больше напряжения и боли. Словно автор позволил себе более открыться, хотя и не совсем. Основной мотив книги я бы обозначила как ностальгию. «Такое дзiўнае кiно. Такая даўняя вiна. Такая цiхая журба...»

Бернард Вербер. Танатонавты. Издательство АСТ, Транзиткнига, Москва, 2006.

Лет двадцать назад, наверное, эта книга была бы более интересна. Тогда все с душевным трепетом узнавали, что научный коммунизм — это еще не последняя истина о тайнах мироздания, и «пересыпали» разговоры словами «карма», «аура», «реинкарнация». Помните, как зачитывались откровениями переживших клиническую смерть о туннеле, через который пролетает отделившаяся от тела душа? Собственно говоря, Вербер упомянутые воспоминания и эксплуатирует. А что если человек научится вызывать у себя кому и безболезненно выходить из нее? Этакий потусторонний туризм, колонизация того света, как когда–то Америки, с составлением карт, со смертельными стычками с конкурентами, со знакомством с туземцами... В описаниях загробного мира Вербер, как и следовало ожидать, изготавливает совершенный винегрет из обрывков религий, верований и обрядов... Команда его «танатонавтов» напоминает персонажей среднестатистической французской комедии с четко расписанными амплуа: фанатичный ученый–лидер, неврастеник–напарник, сексапильная ассистентка... Чтобы оживить сии манекены, автор наделяет каждого комплексами по рецепту дедушки Фрейда и втравливает в любовные истории, впрочем, слишком схематичные, чтобы вызвать интерес. Единственное, что в какой–то мере спасает ситуацию, — иронический стиль изложения с уклонением в абсурд. Мораль: есть многое на свете, друг Горацио, и не наших это умов дело, ибо человек современный даже рай небесный способен превратить в товар. Книга — из раскупаемых, почему, собственно, я и взялась за нее. Что ж, могу понять читающих: динамично, опять же «ощущение приобщения» к тайнам... Этакое чтиво среднего уровня: если знаком с религиозными понятиями — покоробят нелепицы. Если эта область читателю чужда — аллюзии невнятны, и потому скучно.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч». Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter