Запретить нельзя разрешить

В Китае решили, что молодежь надо воспитывать не только пряниками. Управление по делам печати, издательства, радио, кино и телевидения Китая «запретило показывать по телевидению актеров с татуировками хип-хоп культуры, субкультур и убогих (декадентских) культур». Еще до этого победители талант-шоу «Китайский рэп» хип-хоп исполнители Ван Хао и Чжоу Янь «были вынуждены извиниться за непристойные тексты песен, оскорбительные для женщин и поощряющие употребление наркотиков». А еще раньше муниципальное бюро культуры Пекина назвало Джастина Бибера «персоной нон грата» из-за «плохого поведения». 


Китайские власти вообще не сильно заморачиваются уровнем, скажем так, звездности того или иного селебрити. Невзирая на гражданство и национальность. За последние годы были «лишены виз группы «Марун 5» и «Бон Джови», певицы Селена Гомес и Бьорк. Американка Кэти Перри не выступила на шоу «Викториаз Сикрет» в Шанхае, а Бред Питт, Мартин Скорсезе и Леди Гага были внесены в список «иностранных агрессоров». Звезде сериала Майли Сайрус вообще запретили въезд в Китай, чтобы она не «загрязняла умы детей своим американским невежеством».

Причины разные – результат один. Значит, имеем дело не с разовыми реакциями на те или иные поступки мировых знаменитостей. Это обдуманная политика, проводимая при всей открытости китайской экономики. В Китае не стесняются говорить самым разным исполнителям, привыкшим считать себя непогрешимыми в силу статуса: нашей культуре вы не нужны.

Теперь вот взялись за собственных доморощенных подражателей. Требуется полностью исключить из участия в телепрограммах «безвкусных и непристойных актеров», а также персон «с запятнанной репутацией, замешанных в скандалах и с сомнительной моралью». И, конечно, тех, «чей идеологический уровень низок или не поддается классификации, чье сердце и мораль не соответствуют партии». По-китайски решительно, метафорично и с размахом.

Скажете – идеология? А ничего нет плохого в том, что идеология защищает нормальные, традиционные, «человеческие» ценности. Кто-то, знаю, не согласится, но обратите внимание: современная масс-культура шарахается от недавнего повального увлечения тюремным шансоном до нынешнего хип-рэп-хоп «движения», где разговаривать принято матом и междометиями. Кто-то против, когда ее, масс-культуру, ориентированную в первую очередь на молодежь, пытаются – пусть и силой, раз слова не помогают – буквально «затащить» на поле литературного языка, культурного поведения и приличной одежды? Я вот только за.

Прошедшей осенью Генпрокуратура Беларуси предупредила организаторов концерта российского рэпера в одном минском клубе «о недопустимости публичного демонстративного совершения противоправных действий». То, что некоторые называют «хип-хоп культурой», в официальном изложении выглядит так: «Тексты песен изобилуют ненормативной лексикой, в них прослеживается открытое пренебрежение моральными и культурными ценностями…, пропагандируется разнузданность в сексуальных отношениях, пренебрежение к женщинам, институту семьи, школы. Содержатся призывы к демонстративному неподчинению нормам права, хулиганским выходкам, насилию, а также скрытая пропаганда… употребления наркотических средств». Культурой это назовешь с трудом, не правда ли? И коль уж семья и школа не смогли отечественному рэперу вложить азы в голову, приходится подключаться аж Генеральной прокуратуре - а что делать?

Читаю мнения белорусов на сайтах: «На Западе нет запретов». Не вступая в полемику, что это не совсем так, - и поэтому мы, к примеру, должны распахнуть двери перед хип-хоп, прости господи, культурой? «Любой запрет начинается с доноса и превращается в фарс», - сказано звонко. Аккурат для хип-хоп подростков. Но по сути неверно. Недопустимость, например, мата на публике не с доноса начиналась. И превратилась она не в фарс, а в общественно наказуемое деяние: раз не научили семья и школа, будем добавлять ума по-другому. Надо на государственном уровне – что ж, будем на государственном, так решили в Китае.  

Культивировать требуемые манеры поведения, общепринятые моральные нормы, традиции данного общества и понимание ценности всего этого - необходимо. И когда пользователь в китайском аналоге Твиттера пишет: «Они не дают китайским хип-хоп исполнителям ни шанса на выживание! Мы можем вернуться в каменный век!», то именно понимания, что его вместе с татуированными подражателями как раз таки из каменного века хотят вытащить, здесь и нет. Значит, надо как-то вбивать, хоть и на уровне директив для телевидения, проверки соответствия партийным нормам и прочей (да, идеологической! а можно добавить и - пропагандистской!) тяжелой артиллерии. Во всяком случае, китайцы делают так. А к китайскому опыту всегда стоит присматриваться.

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter