Источник: Знамя юности
Знамя юности

Нужен ли школьнику мобильник?

Запретить нельзя разрешить

Пока родители школьников решают, где поставить запятую в этом предложении, учителя бьют тревогу: ребята не встают из-за парт на переменках, предпочитая пятнашкам стрелялки в телефоне, а на уроках то и дело обмениваются решением контрольных по блютузу.


Коробка для гаджетов

Собирая в школу второклассника Юру, минчанка Елена Кубыщенко вместе с книгами и тетрадями кладет в портфель телефон: 

– Купили его, когда отправляли сына в первый класс, и ни разу не пожалели. Взяли один из самых простых сенсорных смартфонов, подключили недорогой тарифный план, отключили интернет и заблокировали возможность установки игровых приложений. Исходили из соображений: малыш должен иметь возможность позвонить нам в любой момент. Однажды в продленке, например, сын забыл надеть на прогулку пиджак и продрог. Сказать об этом воспитательнице почему-то постеснялся. Хорошо, что телефон был при нем. Через десять минут я ждала его с теплой одеждой у школы. Правда, воспитатель была не в восторге от моего визита и посоветовала больше мобильник в школу не давать – прививать Юре самостоятельность. 

Историй, когда ребенку нужно сделать звонок, потому что поднялась температура, разболелась голова или живот, отменили последний урок и пораньше отпустили домой, пожалуй, у каждой мамы ученика начальных классов наберется с десяток. Например,  учитель начальных классов Галина Масленок никогда не отказывала в звонке маме, но по отношению к личным мобильникам у младших школьников настроена радикально:

– Уже на первом родительском собрании дала понять, что смартфоны в школу лучше не приносить. Мне пришлось выслушать шквал возмущений, но, когда просила назвать хотя бы одну причину, по которой следует разрешить ребенку оставить телефон на парте, аргументов не слышала. Многие родители все же снаряжали детей в школу мобильником, но для них я придумала специальную коробку. Туда попадали все гаджеты после звонка на первый урок. Пустела она лишь в конце учебного дня. Сейчас мои ребята в четвертом классе. Коробки нет уже два года – дети усвоили «мобильный» этикет. Ни один из 32 учеников не позволяет себе достать телефон на уроке без надобности. Да и на перемене всегда спрашивают разрешения перед тем, как сделать звонок или снять видеоролик в классе. Виртуальные игры под запретом даже на перерывах. Все усвоили: кто не хочет размяться и прогуляться, тому светит минутка дополнительного чтения вместе со мной. 

Телефон вместо шпаргалки

Пожалуй, это разумно, если сотовым ученик пользуется сугубо для связи с родителями. То есть элементарный «бабушкофон» легко справится с этими задачами, но сегодня он у молодежи не в почете. Подростки настаивают на покупке современных гаджетов, напичканных приложениями, продвинутыми камерами и доступом в интернет. Неудивительно, что сами ребята признаются: по прямому назначению (для звонков) используют телефон всего несколько раз в день. Зато практически на всех переменках устраивают настоящие баталии. Учитель математики с почти сорокалетним стажем Татьяна Гордина подтверждает, что даже после звонка на урок ребята не замечают учителя: 

– Зачастую подростки не знают, какой начинается урок и какие учебники следует достать из рюкзака, потому что все десять минут переменки были героями какой-нибудь стрелялки и гонялись с автоматами за монстрами. Если пятиклашки еще реагируют на замечания и сразу убирают телефоны, то старшеклассники хитрят: прячут под парту, думая, что это незаметно. Представьте себе, что сейчас дети даже шпаргалки перестали писать. Лень-матушка довела до того, что контрольную фотографируют и пересылают друг другу по блютузу. Но я-то в два счета отличу списанную работу от самостоятельной. У таких хитрецов пробовала собирать телефоны на время урока. Зная о моей методике, они приносили мобильник специально для учителя: честно клали его на мой стол, а из кармана, вуаля, доставали еще один. Сейчас подростки очень самостоятельные, но при этом замкнутые. Если еще лет десять назад мы с ребятами ходили в походы, то сейчас очень сложно даже в театр вместе выбраться. Большинство изолируется в микромире и старается никого туда не впускать. Наверное, это может быть обусловлено развитием информационных технологий, которые, с одной стороны, делают личность открытой для всех, а с другой – ограждают от персонального общения. 


«Бабушкофон» хотите?

Если влияние мобильников на успеваемость в школе – вопрос открытый, то вред здоровью от их использования уже доказан научно: маленький экран портит зрение, электромагнитные волны воздействуют на мозг детей гораздо сильнее, чем на мозг взрослых из-за тонкой черепной коробки. Полную картину последствий мы увидим лет через десять-пятнадцать, когда «мобильное» поколение вырастет. А сегодня очень важно соблюсти баланс интересов родителей, детей и школы. Китайская промышленность выпустила gps-браслет с функцией звонка маме и папе, а также возможностью отследить местонахождение ребенка. Многие первоклашки сели за парты с такими девайсами. Но если для шестилеток это стало очередной яркой игрушкой, то ученики средних классов, вероятнее всего, расценили его как поводок, с помощью которого мама сможет контролировать каждый шаг. Покупка «бабушкофонов», не заряженных играми и интернетом, наверное, оптимальный вариант для школы и родителей, но совсем неприемлемый для учеников, ведь соревнование в крутизне мобильника среди молодежи всегда было, есть и будет. Разрешить, нельзя запретить. Мы определились, где поставить запятую в этом предложении. А что думаете вы по поводу мобильника в школе? Оставляйте комментарии на нашем сайте. 

Мобильные правила

Контролируйте расходы каждый месяц. Установите лимит. Договоритесь с ребенком, что, если набежала слишком большая сумма, он платит из карманных денег.

Познакомьте ребенка с мобильным этикетом. Кинотеатр, театр, поликлиника, школа и другие общественные места требуют отключения звука в телефоне.

Никогда не звоните своему чаду в школу, чтобы просто узнать, как дела.

Объясните, что телефон нельзя давать незнакомцам, даже если просят позвонить всего на две секунды.

Кстати

В законодательстве нет документов, запрещающих использование смартфонов в учебных заведениях. Но ограничения на мобильники, плееры, игровые приставки и тому подобное могут быть прописаны в Правилах внутреннего распорядка для учащихся каждой школы.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter