Современные «королевы бензоколонки» работают в основном на кассе АЗС и в зале
Почувствовать себя на съемочной площадке какого-либо фильма... Мне оставалось об этом только мечтать. А что если это кино «Королева бензоколонки» и местом действия станет одна из минских заправочных станций? Едва ли я замахнусь на роль главной героини, но понять, что представляет собой трудовой день АЗС, думаю, смогу.
Солнце, воздух и бензин...
Чуть больше часа по городу — и я уже за его чертой, а именно на автомобильной заправочной станции А-100. Задание у меня не из легких: примерить на себя роль оператора АЗС. Знала бы героиня кинофильма «Королева бензоколонки» Людмила Добрыйвечер, что из простой заправщицы теперь бы она превратилась в оператора…
Знакомлюсь с начальником МАЗК Владимиром Вольским, моим наставником на ближайшие пару часов. Первым делом меня облачают в жилет ярко-оранжевого цвета из комплекта униформы оператора АЗС. Теперь я готова почувствовать себя настоящей королевой бензоколонки, руки рвутся в бой, и я полна жажды деятельности. Так что под чутким руководством приступаю к изучению обычной жизни заправочной станции изнутри. Такой, какая она есть.
Вместе с Владимиром Феликсовичем выхожу на улицу. За несколько секунд успеваю окинуть взглядом территорию заправочной станции: по правую сторону витебская трасса, по левую — лесной массив. «Курорт... Солнце, воздух и бензин. Трасса, лучшие люди на виду: артисты, министры, генералы, шоферы...» — моментально приходит на ум фраза из фильма «Королева бензоколонки». Вот только ни генералов, ни артистов встретить я пока еще не успела. Но не все сразу — впереди еще целый день. А пока перед моими глазами длинная череда заправляющихся. Колонки работают в режиме нон-стоп.
— Это еще ничего, — улыбается Владимир Вольский. — Вот на пятницу и субботу приходится самый пик. В распоряжении посетителей АЗС 18 топливозаправочных колонок. Помимо бензина и дизельного топлива продаем и сжиженный газ. Каждый день к нам приезжает около 2 тысяч автомобилей. Но, конечно, в выходные эта цифра значительно меняется. Хит продаж — неизменный 92-й бензин.
Тем временем оглядываюсь по сторонам в поисках хотя бы одной девушки-оператора АЗС. Неужели тот яркий образ веселой и задорной заправщицы, так гениально воплощенный Надеждой Румянцевой, в реальности оказался лишь мифом? И не встретишь на наших заправочных станциях той бойкой девчушки, которая каждую машину заправит лично?
— Мы наших девушек бережем, — объясняет мне Владимир Феликсович. — И от работы на улице их стараемся оградить: здесь намного труднее. А наша прекрасная половина в основном занята на кассе АЗС и в зале магазина. Да и вообще, непосредственная работа станции направлена на самообслуживание: водители сами заправляют свои автомобили. Оператор в основном приходит на помощь только женщинам-водителям, когда дело касается подкачки колес или еще чего-либо другого, с чем в одиночку им справиться бывает сложно.
Вижу, как к дальней колонке подъезжает фура. Из нее выходит водитель, по всем канонам соответствующий званию дальнобойщика: на шее цепь, татуировка на плече, а из кабины доносятся чарующие звуки шансона. Уверенной размашистой походкой он проходит мимо, и я обращаюсь с вопросами к Владимиру. То, что дальнобойщики — частые гости на заправках, ни для кого не новость: дороги дальние, рейсы частые. А вот сколько топлива они заправляют в баки своих исполинов, для меня всегда было тайной. Оказывается, эта цифра составляет от 600 до 1200 литров.
Сервис превыше всего
Казалось бы, что еще для счастья автолюбителей нужно? Качественное топливо и внимательный персонал. Но современные автомобильные заправочные станции пошли дальше и превратились в настоящие объекты придорожного сервиса. Здесь и магазин, где можно купить все необходимое для дальней дороги, а также перекусить и выпить ароматного кофе, и возможность подкачать колеса и пропылесосить салон машины, и прокат прицепов и велосипедов, а самое главное, пожалуй, для заботливых владельцев авто — мойка. Да, о таком сервисе героиня фильма «Королева бензоколонки» могла только мечтать. Это вам не почтовый ящик для писем заезжающих шоферов, касса в виде картонной коробки (притом только самообслуживание), стенгазета «Окно сатиры» и живые цветы вместо бумажных в буфете.
И мы с Владимиром Феликсовичем продвигаемся в сторону автомоек. Их на станции 4: одна полностью автоматическая, остальные для самообслуживания. В их функциональном назначении никакой разницы, по сути, нет: все они выполняют одни и те же задачи. Клиент сам выбирает программу для своего железного коня, будь то смыв водой, мойка активной пеной, покрытие воском или обдув. Разница лишь в том, будет эту работу выполнять собственноручно заботливый автолюбитель или портал-автомат.
— Не раз доводилось наблюдать, как водитель в белой рубашке и костюме лично моет свое авто, — рассказывает Владимир Вольский. — По рукам стекает пена, на брюках мокрые пятна, а он с выражением полного счастья на лице. Некоторые так любят свои машины, что не жалеют на них ни сил, ни времени.
В это время загудела автоматическая портальная мойка. Оборачиваюсь, а в специально оборудованном помещении под струями воды (давление составляет 50—60 атмосфер) и огромными щетками, продвигающимися взад-вперед, очередной автомобиль принимает банные процедуры. Продвигаюсь к водителю. На мой вопрос, почему он выбрал именно этот вид мойки, отвечает:
— Да вы что! Я даже жене не разрешаю мою красавицу мыть, все только сам.
Бензоколонка образца 1954 года полуавтоматическая…
В процессе разговора о буднях АЗС Владимир Феликсович подводит меня к колонкам прошлого столетия, которые в свое время сменили модели современного образца.
Передо мной бензораздаточная колонка с ручным приводом модели 318-2 производства Серпуховского завода бензоколонок образца 1947 года. Рядом с ней стоит маслораздаточная колонка того же производителя образца 1960 года. Сейчас они выполняют роль экспонатов, притягивая к себе заинтересованные взгляды заезжающих посетителей. Но не только эти две колонки составляют гордость АЗС. Остальные ретроэкспонаты пока скрыты от любопытных глаз. Владимир Феликсович рассказывает, что в ближайшее время на территории АЗС планируется открыть музей, где можно будет увидеть раритетные колонки.
Не упуская возможности воочию увидеть остальных «пришельцев из прошлого», я покидаю территорию АЗС. Теперь меня сопровождает Сергей Шопик, начальник отдела маркетинга. Мы отходим от заправочной станции метров на 200.
Здесь, на площадке транспортной базы, в ожидании своего часа находятся остальные ретроколонки разных производителей, годов выпуска и назначения.
Я внимательно рассматриваю экспонаты, которые, преодолевая забвение, в скором времени обретут новую жизнь. И, возможно, именно из этой колонки, которая теперь стоит передо мной, Людмила Добрыйвечер — истинная королева бензоколонки — заправила не один десяток машин.
Фото: Дарья КАЛЬВИНКОВСКАЯ