В Витебске молодой налетчик ограбил АЗС и собирался брать банк

Заправился деньгами

Всего месяц пробыл на свободе молодой витеблянин — за учиненный на АЗС разбой его приговорили к 11 годам колонии особого режима
У 28-летнего витеблянина Сергея Зенькова (здесь и далее имена изменены по этическим соображениям) все складывалось не как по нотам. Потасовки, разбой, угон машины — послужной список криминальных дел внушительный. Еще в юности, пойдя на кражу, парень обрек себя на сомнительные перспективы. Незадачливый вор угодил за решетку на семь с лишним лет, но по амнистии срок на год уменьшили. Однако на свободу он вышел явно не с чистой совестью и далеко не с благими намерениями.



Вчерашний “сиделец” не стал изучать рынок честного труда и имеющиеся в городе вакансии. Рассудил просто: зачем где-то надрываться от звонка до звонка, если можно срубить деньжат быстро и без проблем? В качестве объекта, который должен был стать материальным трамплином, выбрал магазин на отдаленной автозаправке в областном центре. Готовился основательно: заранее приобрел перчатки, кепку, очки. А накануне детально изучил место своего будущего преступления: топтался неподалеку, смотрел, когда и сколько людей сюда наведывается, есть ли “окно”, почти полностью свободное от посетителей. Вполне логично, что на дело решил пойти почти ночью. Уже позже Сергей, как бы между делом, обронит: после ограбления магазина на АЗС собирался купить оружие и пойти брать банк. Однако задуманному не суждено было сбыться.

В тот вечер Елена Ковалева, оператор витебской автозаправочной станции, спокойно заступила на свою смену. Два часа рутинной работы, привычный режим и не слишком-то много клиентов из-за позднего времени. На часах почти 23.00, и тут появляется подозрительный незнакомец в сильно надвинутой на лоб кепке, темных солнечных очках и резиновых перчатках. Секунда — и он уже возле кассы, еще одна — и парень достает из пакета кухонный нож, разворачивает его в сторону женщины и тихо командует: “Здание заминировано, складывай деньги в пакет”. Сама не своя от страха Елена подчиняется. На первый взгляд — она безропотна, сломлена и готова действовать по плану преступника. На деле — внутренне собирается и успевает нажать на тревожную кнопку под столом. Надеется, еще немного — и весь этот ужас закончится: обнаглевшего грабителя скрутят подоспевшие милиционеры. Лишь бы дождаться, только бы не спровоцировать! Тем более выглядит разбойник более чем странно. Он явно не в себе, и никто не знает, что взбредет ему в голову.

Зайдя к Елене Ковалевой в операторскую, налетчик приказывает ей открыть ящик, где деньги лежат. Затем быстро перекладывает их в пакет — всего около 530 рублей, после чего туда же бросает нож и выходит на улицу. Елена медленно сползает на пол, ее колотит от напряжения и испуга. Через 4 минуты после нажатия на тревожную кнопку на заправку прибывают ближайший наряд милиции и следственно-оперативная группа. С помощью записей на камерах видеонаблюдения приметы нападавшего установили быстро. Похожего по описанию мужчину около полуночи заметил в районе улицы Воинов-интернационалистов патрульный наряд Департамента охраны. Завидев милицейскую машину, пешеход запаниковал, попытался скрыться, но был задержан сотрудниками ОМОНа. Елена Ковалева опознала его не только по внешнему виду, но и по голосу. Позже было установлено: в момент разбойного нападения Сергей Зеньков находился под психотропами.

Витеблянина признали виновным в разбое, совершенном повторно, и лишили свободы на 11 лет с конфискацией имущества. Кроме того, с него взыскали 171 рубль в пользу автозаправочной станции и 1,5 тысячи рублей — в пользу потерпевшей. Приговор вступил в законную силу.

Однажды побывав в тюрьме, не обязательно, но вполне вероятно, рискуешь снова там оказаться. На осознанном и бессознательном уровне возникают новые ценностные ориентиры и смыслы. Вращаясь в криминальной среде, впитывая ее установки, слушая разговоры “по теме”, многие из заключенных не представляют, что будут делать на свободе.

МНЕНИЯ 

Александр Филиппенко, помощник прокурора Витебска:


— Такие громкие дерзкие преступления в духе лихих 1990-х сегодня, к счастью, большая редкость. На судебном заседании обвиняемый свою вину не признал и говорить о своих действиях наотрез отказался. Тогда, в соответствии с законом, были оглашены его досудебные показания. В них он полностью сознался в совершенном преступлении, но заявил, что не желает вдаваться в подробности. С суммой украденных денежных средств злоумышленник был не согласен, как и с тем, что нанес существенный моральный вред пострадавшей работнице автозаправки. Якобы оператор должна была понимать, что угрожал он ей не настоящим ножом, а имитацией, игрушкой, не способной причинить вреда. Доводы, которые предъявлял Сергей Зеньков, являлись недостоверными. Не удалось ему смягчить наказание и после апелляции. Суд учел и его нахождение под психотропными веществами на момент совершения преступления, и буйное поведение, которым он невыгодно отличился еще на прошлых тюремных “гастролях”. Сам за себя говорит факт, что он злостно нарушал установленный порядок отбытия наказания, а также то, что в колонии к нему 26 раз (!) применяли меры дисциплинарного воздействия.

Николай Якушкин, главный вне-штатный медицинский психолог Витебской области:


— Однажды побывав в тюрьме, не обязательно, но вполне вероятно, рискуешь снова там оказаться. Неслучайно в колониях есть специальные профессиональные психологи, которые проводят большую работу, в том числе по предотвращению рецидива. Проблема в том, что люди, которые неоднократно попадают на “зону”, имеют достаточно серьезные психические нарушения и деформированную, уже криминальную структуру личности. Существует так называемая “теория соленых огурцов”. Если свежий огурец положить в банку с солеными, то очень скоро он тоже станет соленым. Смысл метафоры в том, что окружение оказывает прямое воздействие на нашу жизнь. На осознанном и бессознательном уровне возникают новые ценностные ориентиры и смыслы. Вращаясь в криминальной среде, впитывая ее установки, слушая разговоры “по теме”, многие из заключенных не представляют, что будут делать на свободе. Как не вспомнить крылатую фразу из “Джентльменов удачи”: “Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму… Романтика”. Для людей с криминальной структурой личности это кажется предпочтительнее, чем каждое утро ходить на работу, зарабатывая на хлеб честным трудом. Если рядом нет тех, кто готов поддержать бывшего “сидельца” и переориентировать его на новую жизнь, то вероятность того, что он снова перешагнет закон, возрастает. Масла в огонь подливает и то, что в обществе распространена стигма, клеймо, которым оно метит тех, кто имел несчастье попасть за решетку. Относясь к таким людям с недоверием как к потенциально опасным, плохим, их только подталкивают на повтор криминального сценария.

Перестроиться на честную жизнь не так просто. Это серьезная, осознанная работа над собой. Помочь с адаптацией могут не только родные и близкие, но и профессиональные психологи. Анонимные телефоны доверия по Витебской области — (8-0212) 61-60-60; по всей Беларуси — (8-017) 352-44-44.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter