Итог всебелорусской выставки «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» - честная игра случая или постоянство пристрастий публики?

Запомните эти имена

Когда в Национальном центре современных искусств прозвучало имя лидера второй всебелорусской выставки «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», публика захохотала уже в открытую. Кое–кто тут же предложил делать ставки на победителя будущего года. Точнее, на победительницу.


Наибольшее число зрительских голосов и сертификат на персональную выставку на сей раз получил Андрей Симончик. Второе место заняла Виктория Савенкова. Год назад второй результат был у Андрея, у Виктории — третий. Сейчас третье место у Дмитрия Семитко. Честная игра случая или постоянство пристрастий публики? Все решала только она, никто из профессионалов не вмешивался. Однако и их нынешний выбор зрителей удовлетворил вполне.

Художник Андрей Плесанов, обладатель крупнейшей коллекции белорусского авангарда 1980 — 1990–х, полагает, что имя Андрея Симончика стоит запомнить:

— На мой взгляд, его работа достаточно авангардна и интересна, в том числе для коллекционеров. Несмотря на то что ажиотажа вокруг первой выставки было в разы больше (то же самое можно сказать о количестве ее участников), экспозиция получилась гораздо качественнее. Хотя, как и в прошлый раз, никакого отбора работ не проводилось, но авторы несли уже не что попало, а явно лучшее. Самоотбор очевиден.

Андрей Симончик.

В итоге эту выставку можно назвать одним из наиболее успешных проектов Национального центра современных искусств. За месяц с небольшим ее посетили почти 3 тысячи зрителей. И продолжение будет обязательно, обещает куратор проекта «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» Ольга Клип:

— В будущем году хотелось бы подключить все регионы, НЦСИ готов поддержать эту идею. Но где откроется персональная выставка победителя, еще будем обсуждать. Национальный центр современных искусств — только один из вариантов. Как мне кажется, более подходящее пространство конкретно для этого художника — галерея «Университет культуры»: уже вижу, как его можно там представить.

Если у кого–то еще остаются вопросы, почему НЦСИ берет «под крыло» такой неоднозначный проект и зачем вообще с такой регулярностью демонстрировать в авторитетных арт–галереях творчество самодеятельных художников, выставка Андрея Симончика, возможно, положит конец всем дискуссиям. Даже не потому, что он и правда интересный художник. А потому, что его случай не уникален.

Чтобы разрешить себе стать художником, Андрею понадобилось не одно десятилетие. Вопросами «Смогу ли? Имею ли право?» он задается и сейчас — талант и неуверенность в себе часто ходят рядом, да и не так просто избавиться от многолетней привычки. В свое время он выбрал, как ему тогда казалось, менее болезненную профессию, вместо корочек художника получил диплом учителя химии и биологии. Но в итоге ушел из школы, чтобы не отвлекаться от рисования ни на что другое. Однако явить публике свои эксперименты с холстом и красками не мог еще долго, писал стандартные сюжеты с цветами и полями, копировал на заказ знаменитых мастеров, размышлял над творчеством в мастерских друзей — профессиональных художников... Даже сейчас, после такой убедительной победы, Андрей говорит не столько о том, как этому рад, сколько об ответственности:

— Раньше я не позиционировал себя как художник, даже слова этого не использовал, и только пару лет назад наконец позволил себе делать то, что, собственно, вы и видите. Избегая в своих композициях материального, я не даю им названий — не хочу ограничивать зрителя ничем, чтобы раскрепостить его фантазию. Таких работ у меня много, но больше незавершенных. Хотя это, конечно, субъективно. Даже когда здравый смысл говорит, что пора останавливаться, сложно не продолжать работать — все время хочется сделать лучше.

И Андрей с увлечением принимается рассказывать про своего друга, художника Андрея Ревякова, который годами может работать над одной картиной. Про живопись Николая Новика, Станислава Сугинтаса, которых называет еще и своими учителями. Не пытаясь подражать друзьям в творчестве, отношение к работе он у них определенно перенял.

После зрительского одобрения на прошлогодней выставке «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» Андрей Симончик решился показать свои абстракции публике «Славянского базара в Витебске», на фестивале уличного искусства, проходившего одновременно:

— Несколько моих работ купили, причем за хорошую цену, что очень взбодрило. Точнее, даже не это, а слова, которые услышал, — мне говорили спасибо.

Простых судеб у творцов, пытающихся создать собственный изобразительный язык, не бывает. Ольга Клип надеется, что в будущем году к проекту «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» присоединится больше авторов, и любителей, и профессионалов:

— Найти своего зрителя одинаково трудно и тем и другим. И, пожалуй, нигде больше нет такой наглядной возможности понять, чего именно хочет публика. Я не говорю, что нужно идти у нее на поводу, но для всех тех, кто всерьез занимается искусством, такая информация дорогого стоит.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter