Заполянцы мы!

Школьный учитель много лет собирает легенды коссовского края

Школьный учитель много лет собирает легенды коссовского края


Ивацевичский район славится необычными местами и неординарными людьми. Самый маленький город в стране — Коссово — находится здесь. Деревянная Ильинская церковь, на уникальную архитектуру которой обязательно приезжают взглянуть заезжие туристы, расположена тут же — в деревне Белавичи. А еще район знаменит заполянцами. Жителей деревни Заполье узнают в округе по двум особенностям: поют они лучше всех и забияки такие, что близко не подходи. Спроси в Ивацевичах любого, что такое «заполянская волока», и узнаешь, что встарь местные парни да мужички по чужим ярмаркам ходили, развязав «волоку» — шнурок, которым лапти к ноге крепились. Зачем? А чтобы повод был подраться. Как кто на «волоку» наступит, тут же и завязывается «кулачный» разговор...


Об обычаях и характере своих земляков часами может рассказывать Алесь Зайко — краевед и местная знаменитость, к которому я недавно заглянула в гости на улицу Школьную в Заполье. Много лет собирает Алесь Фомич легенды родного коссовского края, старательно записывает и анализирует их. Сейчас в его коллекции — предания 80 окрестных деревень! Совсем недавно он разыскал настоящую жемчужину — легенду «Чаму на зямлi добрыя i ўсякiя людзi жывуць». Записал ее Алесь Фомич за местной старушкой — Марфой Щурко. И нехитрый этот рассказ о том, почему у людей такие разные характеры и нравы, произвел настоящий ажиотаж среди знатоков преданий земли белорусской.


В легенде, хотя и отталкивается она от библейских рассказов о рождении человека, ясно видны языческие мотивы, по ней можно четко проследить этапы развития религиозности наших предков — от поклонения родовым тотемам до христианских обрядов. Сейчас готовится перевод этой легенды на несколько европейских языков, и в самом скором времени ее смогут прочитать не только в Беларуси.


Легенды — не единственное увлечение Алеся Зайко. В его доме собрана огромная картотека старых белорусских слов, забытых нынче почти на всей территории страны и употребляемых лишь в какой–то одной местности. Знаете ли вы, например, что такое «тапiла»? А так, между прочим, наши пращуры называли озерцо среди поля. «Гвозд» — это название соснового игольчатого леса, а «шума» — лиственного... Пока я перебираю карточки со словами, Алесь Фомич увлеченно рассказывает мне о том, как записывал за односельчанами даже... сны:


— В каждой местности свои сны видят! И замечательно их рассказывают... А возьмите «мянушкi»! Местные клички–прозвища — отдельная история, за каждой скрыта летопись целого рода, семьи.


В письменном столе Зайко лежит его «Дыялектычны слоўнiк Коссаўшчыны» — книга по микротопонимике, куда Алесь Фомич собрал названия урочищ своей родной земли, известные с XVI столетия. Ждет своего часа и аналогичный словарь фразеологизмов.


— Тяжело эти книги составлять, — жалуется краевед. — Материала у меня много собрано, а вот методик, которые бы объясняли, как правильно его систематизировать, увы, нет...


Нет пока и издателя, которого бы заинтересовали труды запольского краеведа. А жаль!


В августе Алесю Зайко исполнится 60. Но к собственному возрасту этот увлеченный человек относится как к досадному недоразумению, мешающему воплощать в жизнь все новые и новые идеи. Часть их, кстати, он удачно претворяет в жизнь в школьном музее Заполья.


— Вы обязательно должны посмотреть школьный музей вышивки, — тянет он меня в сторону школы, в которой много лет преподавал белорусский язык и физкультуру. А по дороге рассказывает, какой чудесный хор был когда–то в деревне. Песни, которые его участники собрали в округе, теперь, к сожалению, никто в деревнях больше не поет... И только в памяти Алеся Фомича и в его рукописях они продолжают жить, рассказывая людям о красотах коссовского края и его необычных жителях — заполянцах, к которым он с гордостью причисляет и себя.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter