Заполнить пустоты афиши

Сто строк о театре...

Некоторые театральные коллективы только для этого и существуют. Театр, как школьный учитель. Он может так представить литературное произведение, что ученику сразу же захочется взять его в руки и прочитать.

Таким уроком для брестчан на протяжении уже четырнадцати лет становится осенняя театральная неделя «Белая Вежа», которая в этом году была посвящена Николаю Васильевичу Гоголю.

Спектакли «Гоголь. Вечера» Московского центра имени Всеволода Мейерхольда и «Ревизор» Гомельского област-ного драмтеатра были признаны критиками и зрителями самыми удачными театральными интерпретациями гоголевских тем на сцене традиционного брестского фестиваля. Как и на предыдущих театральных форумах в городе над Бугом, здесь вновь отчетливо вырисовалась тема извечного творческого спора о том, насколько свободен может быть режиссер-постановщик в своем понимании и использовании взятого за основу классического оригинала. При этом, как отметила театральный критик из Минска Татьяна Комонова, обозначаются две крайне противоположные позиции. Одни режиссеры предпочитают придерживаться сюжетной линии и основной идеи классиков, что порой приводит к скучному пересказу всем знакомого сюжета, как это было в спектакле «Панночка», поставленном по мотивам повести «Вий» Московским областным театром. Для других современных постановщиков классическое произведение служит лишь отправной точкой, толчком для взлета собственной фантазии в использовании различных сценических средств и свободной манипуляции героями, что нередко приводит к неадекватному восприятию зрителем происходящего на сцене. К счастью, этого не произошло со спектаклем «Вечера. Гоголь», в котором оригинальная талант-ливая режиссура с использованием хореографии, танца, песенного фольклора удачно сочеталась с добротной драматургией и высоким профессионализмом актеров. Виртуальный пересказ сюжетов гоголевских «Вечеров» получился увлекательным и понятным.

Были на фестивале и запомнившиеся «звезды». Свое понимание образа гоголевского городничего смог донести до зрителя актер Гомельского областного драмтеатра Алексей Бычков. Не только комичность, но и трагизм личности самозванца Хлестакова сумел подчеркнуть игравший его Сергей Юревич.

Таких спектаклей, к сожалению, в сегодняшних театральных репертуарах немного. Не хватало их, по признанию старейшего критика из Москвы Риммы Кречетовой, и в 50–60-е годы. Вот почему, как тогда, так и сейчас, критикам приходится в своем аналитическом творчестве больше писать и говорить о том, что в современную театральную палитру не вписывается. Присутствовали, по ее мнению, такие театральные работы и на «Белой Веже». Их появление на брестской сцене объясняется экономическими проблемами, которыми пользуются сценические коллективы, как будто только и существующие для того, чтобы заполнить пустоты в афише. Это одна из проблем брестского фестиваля и брестского зрителя, хорошо понимающего это.

В этот раз гостей и горожан приятно удивили уличные спектакли. Особенно понравилась критикам постановка на центральной площади города Брестского драмтеатра «Мечта о Дон Кихоте». Они отметили, что, несмотря на маскарадно-зрелищный стиль таких спектаклей, брестские актеры, встав на ходули, очень интересно и трогательно рассказали историю героя Дон Кихота, сохранив канву сюжета.

Как бы подводя итог театрального форума, член жюри москвич Олег Пивоваров на заключительной пресс-конференции вновь вернул всех к Гоголю, напомнив слова российского императора Николая I, сказавшего после просмотра «Ревизора»: «Досталось всем. Но больше всех мне!». Критик высказал свое мнение по поводу незыблемости традиций истинной драматургии, заложенных еще в гоголевские времена. «Белая Вежа», по его мнению, не вписываясь в европейские стандарты с замысловатыми поисками новых театральных подходов, ежегодно подтверждает это.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter