Таблички с репродукциями белорусских пейзажей могут стать новыми туристическими объектами

Заплатки на памяти

Недавно наткнулась на потрясающий рассказ Джерома К.Джерома, написанный в 1899 году, на меже ХХ века. Там описывается будущее, где стремление к равенству доведено до абсурда. Сюжет эксплуатировался много раз: герой в результате несчастного случая уснул на тысячу лет, просыпается — и... Вместо имен у людей — номера. Мужчин от женщин можно отличить только по четности или нечетности этих номеров. Города представляют из себя «ряды баракообразных строений одинакового размера и вида». Вместо полей — огромный огород. «В полях теперь нет красоты. Мы упразднили красоту; она мешала нашему равенству. Теперь у нас все и везде одинаково, и нет места, которое чем–либо отличалось бы от другого».

Впрочем, герою Джерома все это приснилось, и он с удовольствием просыпается в мире неравенства и многообразия.

Мы ведь потому и едем путешествовать, чтобы увидеть новое. Чего в наших краях нет. И обязательно находим! Так же, как наши гости — у нас.

Правда, у нас частенько срабатывает комплекс провинциала: как людям из рассказа Джерома К.Джерома, нам кажется, что то, чем мы отличаемся, это недостаток, особенно в глазах приезжих. Нужно показать, что мы не хуже. Во времена П.Машерова сносили исторические, случайно уцелевшие районы, чтобы построить безликие дома вроде того, что стоит сейчас на Немиге. Это как в деревнях бабушки отправляли на чердаки дивные самотканые покрывала, потому что удалось купить «крамнае», магазинное, «как в городе».

И ноем: ах, почему у нас нет своего Колизея — Нотр–Дама — Эйфелевой башни... Вот если бы были, тогда! Берегли бы, гордились...

Знаете — дискуссионный вопрос. Слишком часто я убеждаюсь в правильности старой поговорки: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем»... А иногда даже и не плачем. Волны забытья... С лика земли исчезли прекрасные замки, виллы, средневековые артефакты. И ни имен, ни легенд.

А вот, кстати, вы думаете, в Минске нет подземелий, о которых можно слагать легенды и привлекать ими туристов?

Да появись хоть оконце, где можно подсмотреть, как катит под землей по трубам темные воды Немига, очередь стояла бы. И что–то до сих пор у Свислочи не появилось изображение минского цмока, дракончика, — ведь подтверждено в мемуарной литературе (например, у Сигизмунда Герберштейна, немецкого дипломата XVI века), что в Свислочи жили черные толстые ящерицы с плотной чешуей и минчане держали их в домах вместо сторожевых собачек. Это ж и целый музей мог быть — белорусских цмоков! Но что–то мне кажется, что скорее откроют музей кенгуру, Годзиллы или американского тушкана. А в Минске живет очень много интересных, креативных людей, но молчаливых и застенчивых...

Недавно я побывала в хорватском городке Макарска. Дивное место, чистейшее море, сосны на берегу, горы, бухточка. Прогуливались по небольшому, но невероятно красивому полуострову Святого Петра. На вершине — старинный храм, на откосе — маяк. Сосны, кактусы... И вдруг замечаю — там–сям на железных столбиках таблички с репродукциями. Оказывается, их установили в тех местах, где известные художники писали свои работы. На табличке — репродукция картины, портрет художника, сведения о нем и об этой его работе. Кусочек карты. Смотри на репродукцию — и на тот пейзаж, который на ней изображен, сравнивай. Теперь, например, я знаю о хорватском художнике Антуне Гояке.

А разве в Беларуси мало мест, запечатленных известными мастерами и не только белорусскими? Средств не так много уйдет, а туристических объектов сколько появится! Вот стоит в Троицком предместье несоразмерно, на мой взгляд, небольшой памятник Язэпу Дроздовичу. А пусть бы где–то неподалеку появились знаки в тех точках, с которых он рисовал здание городского суда, Татарские огороды, Высокий рынок. И репродукции, естественно. Настоящее путешествие во времени. Это то, что уникально. То, чем мы отличаемся — и за чем сюда едут туристы.

Ведь очень не хочется, чтобы относились к нам слова антиутопии английского юмориста: «Мы упразднили красоту; она мешала нашему равенству. Теперь у нас все и везде одинаково, и нет места, которое чем–либо отличалось бы от другого».

rubleuskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter