Почему не всегда эффективно используется госимущество?

Заплатить из своего кармана

БОЛЬШИНСТВО выставленных на январские торги объектов коммунальной собственности фонда «Брестоблимущества» предложено со значительным понижением стоимости — на 50—80 процентов. Некоторые вообще оценены в одну базовую величину. Это создало предпосылки для успешной реализации помещений. К сожалению, в масштабах страны такие подходы преобладают не всегда.

В начале 2014 года в Беларуси числилось 2,4 миллиона квадратных метров общей площади неиспользуемых объектов. Казалось бы, три года вполне достаточно, чтобы уменьшить цифру: пригодное добро продать, хлам — снести. Однако показатель вырос на 300 тысяч. 

Благое дело интернет. В сети создана единая информационная база неиспользуемого госимущества. Но жизнь показала, что она своевременно не актуализируется. Более того, есть немало строений, за которые потенциальные покупатели готовы сразу выложить деньги. Однако собственники, уподобившись собаке на сене, надолго затягивают оформление документов или по надуманным причинам отказываются продавать то, что им не нужно.

Добротные площади нередко сдаются в аренду. Нужное дело. Вот только собственники должны позаботиться о своевременной оплате. Здесь тоже нет должного порядка. За два года задолженность за пользование госимуществом выросла: перед республиканским бюджетом до 9,7 миллиарда неденоминированных рублей, местными бюджетами — 13,5 миллиарда. Все это время арендаторы получали выгоду от чужого добра, а собственники — убытки. Но руководителей предприятий и организаций, которые давали возможность бесплатно пользоваться помещениями, видимо, это не сильно волновало. Государственное — ничье? 

Предположим, что зданиям, которым много лет, действительно сложно найти должное применение. Но почему простаивают новые машины и механизмы, установленные в арендуемых помещениях, призванные приносить прибыль? Например, Дзержинский филиал «Миноблтоплива» в 2014 году бросил на произвол судьбы оборудование по производству топливных гранул из соломы. Стоит оно, между прочим, немало — 140 тысяч долларов в эквиваленте. Извините: производственный участок заброшен не совсем. Его охраняют сторожа, исправно оплачивается аренда, на что за два года ушло около 40 тысяч рублей. Но разве от этого легче? 

Похожая ситуация в Клецком и Вилейском филиалах. Их руководители ссылаются на отсутствие спроса. Но производство топливных гранул из соломы «Миноблтопливо» налаживало в рамках Государственной программы инновационного развития. Проект предусматривал выпуск не просто востребованной, но экспортно ориентированной продукции. Почему же еще до закупки оборудования не просчитали, куда пойдет готовая продукция и нужна ли она вообще?

Минский областной технопарк также три года назад приобрел линию по переработке электрического и электронного оборудования стоимостью 6,6 миллиона евро. Но она ни одного дня не работала. К тому же смонтирована в здании, строительство которого до сего дня не завершено.

Зачем тогда сюда завезли отработавшие свой ресурс холодильники и телевизоры? Они уже длительное время ржавеют, захламляя территорию. 

Для покупки линии использовались кредитные средства. Сейчас технопарк оплачивает как сумму основного долга, так и проценты. Но при этом не получает какой-либо отдачи от приобретенного имущества.

Ржавеет здесь под открытым небом и созданная предприятием машина самоходной механизации с низким давлением колес на почву. На ее разработку ушло 157 тысяч рублей. Однако образец не соответствовал заявленным требованиям, не был принят комиссией и не направлен в серийное производство. 

Эти и множество подобных примеров говорят о том, что надо менять отношение к государственному имуществу. Разбазаривание происходит оттого, что нет его закрепления за конкретными людьми. Если бы руководители и специалисты знали, что за непродуманные закупки и простои оборудования, пустующие помещения придется платить из собственного кармана, ситуация была бы иной.

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter