Заплати за следующего

О движении «Заплати за следующего»

Однажды Екатерина, молодая мама из Минска, гуляя в парке со своим четырехлетнем сыном, увидела такую картину: другая мама еле тащит на руках малыша, а он громко кричит, плачет и отчаянно сучит ножками. «Вы б его в коляске возили!» — не сдержалась Катя. «Так ее еще за что–то нужно купить!» — огрызнулась та. Казалось бы, по законам жанра беседа на этом должна была бы завершиться. Но нет: Катя взяла случайную знакомую за руку, отвела к себе домой — благо жила поблизости — и вручила практически новую прогулочную коляску на амортизаторах, с переносной люлькой и ремнями безопасности. «Берите, этот «джип» еще года два отъездит, «пробег» небольшой, ручаюсь. Мой сын уже подрос, а вашему пригодится». Счастливица еще долго не могла опомниться от свалившегося на голову чуда — ее проблему решил совершенно незнакомый человек. Разве так бывает?


Вспомните, часто ли вам приходилось помогать другим, ничего не требуя взамен? Вы фыркнете: да уж, предложи помощь, еще на неприятности нарвешься! Но вот в мире по принципам Pay it Forward (что означает «заплати за следующего») старается жить все больше людей. Так что это за новое движение?


Формула «добром за добро» впервые была выведена в книге американки Кэтрин Райан Хайд в 1999 году. Позже появилась экранизация романа: в фильме 12–летний мальчик предлагает изменить мир к лучшему, руководствуясь простыми правилами: достаточно помочь троим незнакомым людям и попросить, чтобы каждый из них, в свою очередь, тоже помог троим другим. Таким образом и выстраивается пирамида добра. Уже сейчас в интернете люди обмениваются своим опытом «доброделания». Истории поражают: вот некий Грег Йеланд, который спас от самоубийства человека, вот чета из Иллинойса — они покупают плюшевые игрушки и бесплатно раздают детям. Американка Лорин написала: «Мы с мужем покупали шины, на кассе нам сказали, что... за них уже рассчитались. Когда мы подошли к своему авто, увидели записку с просьбой посмотреть фильм. Посмотрели и были поражены. До сих пор не знаем, кто стал нашим «спонсором» в тот раз, но стараемся отплатить добром другим людям».


Движение «Заплати за следующего» потихоньку развивается в России, Украине, Польше. Да и у нас люди участвуют в чем–то подобном. Например, обмениваются услугами: вам совершенно бесплатно сошьют плед или подушку, научат лицевой гимнастике или лепке из глины при условии, что взамен вы тоже чем–то поделитесь. Не важно, духовным или материальным. Но происходит ли та самая диффузия добра, о которой говорится в фильме? Строится ли пирамида?


Люди, чье призвание — помогать другим, уверяют: не важно, чем ты пожертвовал ради незнакомого человека и сколько раз. Просто помоги, ведь это ни с чем не сравнимое удовольствие. Решила сама попробовать: у кассы одного из минских кинотеатров увидела парня, который выбирал билеты на ближайший сеанс. Когда он приготовился покупать — я протянула деньги кассиру. «Я заплачу, только с одним условием: потом вы тоже заплатите за троих людей». Парень вытаращился на меня в диком изумлении: «Это что, благотворительность? Нет уж, у меня есть деньги, спасибо, сам справлюсь!». Провал! Интересно, почему?


Психологи объясняют: причин несколько — гордость, озлобленность, но главное — недоверие. Большинство из нас все еще живет по принципу «бесплатный сыр только в мышеловке», мол, подопытной мышью быть никто не желает. К тому же на любую новую затею у нас смотрят с опаской — такой уж менталитет. А может, просто информации не хватает? Не нашелся еще человек, который бы подсказал, как американке Лорин, какой фильм посмотреть и по какому принципу возводится в современном мире пирамида добра? Вот один россиянин делает для этого специальные «визитки». Совершает добрый поступок — и сразу отдает карточку, чтобы подолгу не вдаваться в объяснения, что и для чего. Так о «Заплати за следующего» узнает все больше и больше людей. А почему бы и нам не попробовать как–то объединиться, чтобы помогать друг другу? Если есть желание — должно получиться! В любом случае каждый может оказать кому–то помощь — не обязательно первому встречному и по принципу сетевого маркетинга. А например, целевую: пожертвовать, обратившись, скажем, в благотворительный фонд.


Помогите — вам зачтется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter