В Национальном академическом театре им. Я.Купалы прошла премьера спектакля "Школа налогоплательщиков"

Заплати налоги и спи спокойно

В Национальном академическом театре им. Я.Купалы прошла премьера комедии «Школа налогоплательщиков» по пьесе французских авторов Луи Вернея и Жоржа Берра в постановке художественного руководителя театра Николая Пинигина. Действие разворачивается во Франции в 30–х годах прошлого века. И благодаря талантливой сценографии известного художника Руслана Вашкевича и костюмам Алены Игруши даже самый скептически настроенный зритель сможет почувствовать себя здесь немножечко французом. Искрометная пьеса, которую режиссер ставил в Санкт–Петербурге в Большом драматическом театре в 2010 году, идет вполне степенно и буржуазно — с двумя антрактами. Так что зритель несколько раз имеет возможность перевести дух и промочить горло столь уместным в этот вечер шампанским в буфете.


Сюжет «Школы...» начинается за городом, где отдыхает в свой законный отпуск, как бы написали раньше, «акула империализма» директор департамента подоходного налога Эмиль Фромантель (Виктор Манаев). Отдых его нарушает неожиданный визитер Альфред Меню (Сергей Руденя), который, будучи хорошим знакомым его зятя Гастона (Сергей Чуб), просит о некоторой налоговой поблажке. Однако принципиальный Фромантель ее не только не предоставляет, наоборот, азартно насчитывает бедолаге еще большую сумму. В этот момент зритель понимает, каким непримиримым профессионалом и идейным борцом с зарплатой «в конвертах» является Фромантель. Однако гложет его совсем другое: не ровен час его дочь Жюльетта (Валентина Гарцуева) упорхнет в объятия миллионера Лашапелода (Николай Кириченко), так как собственный зять, настроенный весьма праздно, нигде не работает и не может обеспечить его дочери достойную жизнь. Доведенный до легкого отчаяния придирками домашних, зять Гастон организует частную фирму, в которой за небольшое вознаграждение дает совет любому желающему, как уклониться от уплаты налогов. Дело у господина Гастона начинает идти так бойко, что со временем он собирается арендовать Эйфелеву башню для рекламы своей школы, к нему с визитом заявляется министр финансов (Игорь Сигов), а уволенный с государственной службы Фромантель под крышей предприятия своего зятя находит уголок оскорбленному чувству. Однако стала ли после всего этого менее легкомысленно относиться к браку Жюльетта — так и остается интригой.

Актерам удалось поймать легкую беззаботную интонацию и ритм настоящей французской комедии. Однако, несмотря на всю бесшабашность, цыганский джаз Джанго Рейнхардта, «Школа налогоплательщиков» — все же не легкомысленная комедия положений, а прежде всего сатира. Написанная в 1934 году, она и сегодня вполне злободневна. Достается здесь и чиновникам, и налоговому законодательству, и экономической безграмотности. Слова про финансовый кризис звучат с пугающей частотой, а некоторые фразы героев вполне могли бы стать афоризмами. Заряд жизненных ценностей героев, как и положено в хорошей драматургии, меняется: ранее безынициативный Гастон превращается в настоящего налогового и финансового воротилу, а выброшенный со службы директор департамента Фромантель приходит к выводу, что не стоило вести свои дела с таким первозданным рвением.

Тех, кто досидит до третьего акта «Школы налогоплательщиков», ждет пир для глаз от художника и сценографа Руслана Вашкевича. Париж в самом буржуазном, если не сказать открыточном его виде: с эффектной Эйфелевой башней, неоновыми огнями и чучелом белого медведя на ярком красном ковре. А как сидят фраки и цилиндры на наших купаловских актерах! Оптимистично настроенным в финале спектакля позволяет оставаться тот факт, что главный герой, в судьбоносный момент понадеявшийся только на самого себя, оказывается в выигрыше и даже протягивает руку помощи всем страждущим. Обычно деньги портят характер, здесь же, выходит, совсем наоборот.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Фото предоставлено пресс-службой театра им. Я.Купалы.

Советская Белоруссия № 20 (25155). Вторник, 31 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter