Общественные организации не справляются с ведением административных протоколов

Записки непостороннего

В 1996 году, сразу после ввода в эксплуатацию нашего дома № 20 по улице Каштановой в Могилеве, создан КИЗ — коллектив индивидуальных застройщиков «Каштан», занявшийся управлением и обслуживанием общего имущества. Но не только. Наряду с изучением теории и практики управления жильем и своевременностью проведения ремонтных работ стали мы интересоваться эффективностью исполнения некоторых других обязанностей, возложенных некоторое время назад на эксплуатирующие организации. В частности, по ведению административного процесса и составлению протоколов в отношении соседей, которые нарушают правила пользования жильем.

В январе 2013–го у нас появился журнал регистрации административных правонарушений, а в феврале — составлен первый протокол. За перепланировку квартиры. Виновному по решению суда предъявлен штраф 3 миллиона рублей. И у меня, например, сразу возник вопрос: а если бы нарушитель был безработным и не имел источников дохода? А по статье 21.16 КоАП за «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» предусмотрен только штраф, в том числе и на нигде не работающих и не имеющих фактического дохода. Насколько это верно с точки зрения практики и эффективности исполнения постановлений суда? Куда целесообразнее было бы применять предупреждение, если нарушение незначительное или совершено впервые, а неработающим и злоупотребляющим терпением соседей назначать исправительные работы или административный арест. Тогда бы принцип неизбежности наказания был действительно соблюден и понят обществом.

Еще момент. Кроме составления процессуальных документов, как выяснилось, в этой сфере имеется еще одна особенность, на которую мало кто обращал внимание. Как предписывает постановление Совмина № 909 от 20 июля 2006 года, на каждое выявленное административное правонарушение необходимо завести статистическую карточку, ее электронный вариант и разместить информацию в единой базе данных, которая находится в ведении информационных центров территориальных управлений внутренних дел. Процедуру эту обычно выполняли работники ЖРЭУ нашего района. Однако с нынешнего года они стали считать трудозатраты и деньги, в итоге принимать и обрабатывать нашу информацию напрочь отказались. И это их право. Заставить нельзя. Но что получилось в итоге? За пять месяцев нынешнего года за различные правонарушения в КИЗ «Каштан» составлено 5 административных протоколов, из которых только два попали в общую базу данных. Полагаю, в подобной ситуации оказались не только мы. Следовательно, единая информационная база — не полная. Со всеми вытекающими последствиями.

Далее. В числе проштрафившихся есть нарушитель, на которого протокол составлялся трижды с начала года. Следовательно, по статье 85 Жилищного кодекса такой злостный пренебрежитель правилами может быть выселен без предоставления другого жилья. Легко сказать, а как сделать? Конкретных разъяснений по этому поводу мало. Потому составили акт произвольной формы: мол, собственник квартиры, а именно мать злостного нарушителя, совместно с руководством управляющей и обслуживающей дом организации выносит предупреждение сыну о возможном выселении. Предложение о явке в правление членов этой семьи вместе с собственником направлено заказным письмом с уведомлением о дате исполнения еще в августе. Но, как вы догадываетесь, не дождались никого. Как исполнять закон? Да, собственно, и как найти самого нарушителя для вручения ему предупреждения?

Все эти примеры я привел с одной целью: доказать, что товарищества собственников, ЖСПК, ЧУПы и КИЗы, которые занимаются исключительно обслуживанием жилфонда, не должны регистрировать еще и правонарушения и попутно вести административный процесс, требующий серьезной юридической подготовки. Наш КИЗ «Каштан» ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти не относится. Мы, по сути дела, общественная организация, добровольное объединение соседей ради качественного содержания жилья. Непонятно, как так получилось, что, помимо основных обязанностей, нам, подчеркиваю, общественной организации с выборным правлением, следует следить за «незаконным уничтожением, изъятием или повреждением деревьев и кустарников», «нарушением правил содержания домашних или хищных животных», «загрязнением либо засорением вод», «нарушением правил водопользования» и так далее и тому подобное. Для всего этого у нас нет никакой фактической возможности и необходимых специалистов. Да и в Конституции записано, что обеспечение прав и законных интересов граждан относится к задачам государства, а не самих граждан в составе каких–либо общественных или частных организаций, в том числе занимающихся управлением совместного жилого фонда.

Уважаемые законодатели, очень прошу: избавьте нас от этих несвойственных функций — и порядка будет больше, и меньше профанации.

sergey_shevtcenk@mail.ru

Советская Белоруссия № 184 (24814). Пятница, 25 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter