Социологи – о том, почему многим из нас следует переломить свою осторожность по отношению к новым технологиям

Записать цифру себе в плюс

Цифровые технологии за последние десятилетия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Умные дома, компьютеризированные сервисы, огромная линейка гаджетов, которая стремительно обновляется. Но все ли из нас приняли новую действительность? Все ли подружились с незнакомыми технологиями? Влияет ли на восприятие нового возраст? Ответы на эти вопросы с помощью главного научного сотрудника сектора экономической социологии Института социологии Национальной академии наук Олега Кобяка искала корреспондент «Р». 

За последние три года Институт социологии НАН внимательно изучил вопросы, связанные с технологической восприимчивостью населения.

 С новыми технологиями на «ты»? 

— Олег Витальевич, верно ли сказать, что в обществе произошел своеобразный «цифровой водораздел» на использующих новые технологии и избегающих технологических новинок? 

— За последние три года наш институт внимательно изучил вопросы, связанные с технологической восприимчивостью населения. Или, иными словами, способностью принимать (позитивно относиться) и использовать в повседневных практиках новые цифровые устройства, оборудование, онлайн-сервисы и другое. Мы задавали вопрос так: «Могли бы вы сказать, что дружите с новыми технологиями?» Большая доля респондентов (40,4 процента) выбрала вариант ответа «скорее да, при освоении новинок трудности возникают, но я их преодолеваю»; 23,7 процента от всех опрошенных отметили: «Да, я с удовольствием разбираюсь со всеми доступными новинками и по возможности использую их в своей жизни». Но были ответы и в другой тональности. Признались, что «скорее нет, я стараюсь избегать технологических новинок и использую их только по необходимости», 16,3 процента респондентов. Около 10 процентов были еще более категоричны: «Определенно нет, мне не нравится столь широкое внедрение технических новинок, и я стараюсь обходиться без них». Почти 9 процентов затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, показатель технологической восприимчивости по пятибалльной шкале составил 3,5 балла. Много это или мало? Наверное, зависит от угла зрения. 

— На что влияет уровень технической восприимчивости граждан? Наверное, те, у кого он выше, становятся более востребованными на рынке труда?

— Во время исследования института (в 2019 году) на примере городского населения страны, которое на тот момент составляло 77,5 процента от всего населения, мы выявили ряд интересных тенденций. Оказалось, что ориентированные на использование новых технологий горожане стремятся на работе к большей самостоятельности, полной реализации своих знаний и опыта, ценят возможность повышения квалификации. Они в сравнительно меньшей мере привязаны к конкретной работе, демонстрируют более выраженную мобильность на рынке труда. Горожане, осваивающие новые технологии, отличаются высоким уровнем профессиональной конкурентоспособности, меньше опасаются потерять работу и уверены, что найдут равноценную в случае необходимости. Среди технологически продвинутых горожан значительно больше доля тех, кто реализует на практике активный тип экономического поведения. Соответственно, представители этой группы обеспечивают своим семьям лучшее материальное положение. И наконец, опыт успешного освоения нового способствует дальнейшему расширенному использованию технологических новинок в повседневных социальных практиках.

Молодежь в большей мере предрасположена к освоению новых цифровых технологий.

Когда шансы растут

— Таким образом, между повышением дохода и цифровыми технологиями стоит знак равенства?

— Скажем так: освоение цифровых технологий значительно повышает шансы на лучшее трудоустройство, а значит, более высокую зарплату и, соответственно, лучшее материальное положение в целом. Данные исследования, проведенного Институтом социологии НАН в октябре 2021 года по общереспубликанской выборке (включающей городское и сельское население), — подтверждение тому. Так, среди граждан, которые (по их собственным оценкам) не обладают цифровой грамотностью, 72,4 процента полностью или скорее удовлетворенных своей работой, в группе тех, кто знаком с нею хотя бы минимально, эта доля увеличивается до 78,5 процента, а в группе наиболее грамотных (в цифровом плане) число полностью или скорее удовлетворенных еще больше — 80 процентов.

Аналогичная тенденция просматривается в динамике оценок материального положения. Среди граждан, которые (по их собственным оценкам) не обладают цифровой грамотностью, 12,2 процента оценили материальное положение своей семьи как «хорошее» или «скорее хорошее»; в группе тех, кто отмечает хотя бы минимальную цифровую грамотность, эта доля увеличивается до 17,9 процента; в группе наиболее грамотных в цифровом плане доля оценивших материальное положение своей семьи как «хорошее» или «скорее хорошее» еще больше — 25,3 процента. Доли оценивших материальное положение своей семьи как «среднее» составили: в первой группе — 52,8 процента, во второй — 57 процентов, в третьей — 54,9 процента; как «плохое» или «скорее плохое» — 28,6 процента; 18,4 процента и 13,8 процента. Затруднились ответить от 6 до 7 процентов в каждой из групп.

— Этот же принцип срабатывает на рынке труда?

— Абсолютно верно. Здесь тезис двухлетней давности о положительном влиянии цифровой грамотности на конкурентоспособность работников на рынке труда полностью подтвержден. В случае возможной потери работы среди граждан, не обладающих цифровой грамотностью, менее половины (48,3 процента) уверены, что легко или с небольшими усилиями найдут себе равноценную. А вот в группах с минимальной либо достаточной цифровой грамотностью уверенных в своих профессиональных возможностях работников больше половины (по 58,1 процента в каждой из групп).

Таким образом, как в отношении работы, так и в отношении материального положения с повышением уровня цифровой грамотности доли положительных оценок растут, а доли отрицательных — снижаются.

 Возраст успеху не помеха

— Для какой из возрастных групп больше актуально утверждение, что освоение цифровых технологий улучшает качество жизни?

— В первую очередь, конечно, молодежь в большей мере предрасположена к освоению новых цифровых технологий. А значит, это утверждение для них наиболее актуально. Если мы говорим о технологической восприимчивости, эта разница по пятибалльной шкале более чем очевидна. Так, категория «юные» (до 24 лет включительно) достигла отметки в 4,38 балла, «молодые» (от 25 до 34 лет) — 4,19 балла (— 0,19 от предыдущего), «молодые+» (от 35 до 44 лет) — 3,95 балла (— 0,24), «зрелые» (от 45 до 54 лет) — 3,39 балла (— 0,56); «зрелые+» (от 55 до 64 лет) — 2,85 балла (— 0,54), «старшие» (65 лет и более) — 2,03 балла (— 0,82). 

Можно заметить, что первое самое сильное падение значения показателя отмечается при переходе от группы «молодые+» к группе «зрелые». То есть согласно исследованиям своеобразный «водораздел» в уровне технологической восприимчивости приходится на возрастную категорию 44—45 лет. Именно в этих границах фактически вдвое меняется и сложность восприятия нового. На вопрос «Что вас удерживает от освоения и внедрения технических новинок (новых устройств, оборудования, онлайн-сервисов и др.) в свою повседневную жизнь?» в группе «молодые+» вариант ответа «разнообразие и сложность данных технологий; сложно разобраться, как они работают и как ими пользоваться» выбрали 17,6 процента, а в группе «зрелые» — уже 36,6 процента.

— Выходит, те, кто перешагнул возрастную границу 45 лет, для новых технологий потеряны?

— Думаю, многим из этих людей следует переломить свой скепсис по отношению к новым технологиям и в первую очередь руководствоваться принципом «Возраст успеху не помеха!». Кроме того, как показывают исследования, возраст зачастую бывает плюсом не только в мотивации к использованию новых технологий, но и самореализации. Среди мотивированных осваивать новые технологии представителей старшего поколения по сравнению с их ровесниками, придерживающимися прежних социальных практик, людей с активным типом экономического поведения встречается в 2,5 (!) раза больше. Такие возрастные пользователи новых технологий отличаются большей самостоятельностью и независимостью, стремятся к более полной самореализации, сохраняют мотивацию к закреплению, а порой и повышению своих социальных позиций. В итоге представителям старшего поколения с более высоким уровнем технологической восприимчивости удается при прочих равных добиваться сравнительно лучшего материального положения. 

arteaga@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter