Чем недовольны производители и покупатели овощей?

Запастись на зиму

Год кормит, оказывается, не только весенний день, когда закладывается основа урожая. И не только летний, когда вовремя необходимо скосить травы и убрать хлеб. Год кормит и осенний день — ведь именно в это время создается запас впрок, который, как известно, беды не чинит.


Овощными, ягодными, грибными проблемами сейчас озабочены все: и те, кто производит продукцию, и те, кто ее продает. У одних голова болит, где купить товар и выполнить доведенное задание, у других — куда продать излишки с огорода или собранные дары леса. Казалось бы, чего проще обеим сторонам договориться. Пусть даже и поторговавшись, но найти общий язык. Однако, как показывает многолетняя практика, не так-то просто это сделать. 

Причин и взаимных претензий множество. Производители, скажем, недовольны огромной разницей между закупочными и рыночными ценами. Переработчики сетуют на то, что сельчане выращивают продукцию, которая не соответствует установленным стандартам и мало востребована: например, те же крупноплодные овощи вместо помидоров черри и огурцов корнишонов. Немало недоразумений возникает порой и по транспорту: кто и к кому должен ехать. Порой доходит до конфликтных ситуаций, не говоря уже о звонках на прямые линии, которые проводят органы исполнительной власти. 

Как обстоят дела у тех и у других нынешней осенью, выясняли корреспонденты “СГ”.

Яблыкі па цане запалак


СЁЛЕТА ў Віцебскай вобласці ўраджай яблыкаў бяднейшы, чым у папярэднія гады. Тым не менш, праязджаючы праз вёскі, можна бачыць тыповы малюнак: зямля пад яблынямі ўсыпана пладамі. Ніхто іх не падбірае — гніюць, прападаюць.

Нікому не патрэбны? Не зусім так. Напрыклад, філіялу Шаркаўшчынскага кансервавага завода даведзены план нарыхтаваць  2500 тон яблыкаў. Пакуль што ёсць 1600. Прадпрыемству прывозяць сыравіну з розных куткоў краіны. А  ў штаце мае ў сваім раёне толькі восем нарыхтоўшчыкаў.

— У Шаркаўшчыне яблыкаў мала, — кажа адна з лепшых нарыхтоўшчыц Тамара Літвіновіч, — таму даводзіцца наведвацца больш да суседзяў: у Браслаўскі, Пастаўскі, Глыбоцкі і іншыя раёны. Там ёсць што ўзяць, але людзі пажылыя не маюць сіл, каб сабраць тыя яблыкі, а маладзейшыя не заўжды жадаюць з-за нізкай цаны — кілаграм яблыкаў каштуе як каробка запалак, 500 рублёў. 

Аднак і гэтыя паўтысячы рублёў пакуль што не заўсёды можна было атрымаць, бо не ставала грошай. Начальнік аддзела нарыхтовак завода па Шаркаўшчынскім раёне Міхаіл Кавалеўскі паведаміў, што з 25 жніўня па 10 верасня і зусім не было чым плаціць. Прапаноўвалі ўзамен тавар. Завінаваціліся насельніцтву 12 мільёнаў рублёў. А наперадзе нарыхтоўка гародніны, адной бульбы трэба будзе закупіць 250 тон, і без грошай тут не абысціся.

Патлумачыць сітуацыю я папрасіў начальніка аддзела нарыхтовак аблспажыўсаюза  Ніну Анішчык. Спецыяліст пагадзілася, што адной з асноўных прычын слабых нарыхтовак з’яўляюцца нізкія закупачныя цэны на яблыкі-апад, яны засталіся на ўзроўні мінулага года. Але калі летась на гэты час у сістэме аблспажыўсаюза было закуплена 14 тысяч тон яблыкаў, то сёлета ўсяго 3800 тон. Работнікі некаторых райпо самі ездзяць у сады насельніцтва абіраць яблыкі.

Што датычыцца чарговага крэдыту на нарыхтоўку Полацкай універсальнай базы свайму філіялу завода ў Шаркаўшчыне, то крэдыт будзе днямі выдзелены. І не толькі на яблыкі, але і на бульбу, і на гародніну. Папярэдняя цана за кілаграм бульбы — ад 2 да 2,5 тысячы рублёў.

Знойдзены сродкі для гэтага і для ўсіх нарыхтоўчых арганізацый райпо вобласці. Як станоўчы факт па нарыхтоўках аблспажыўсаюза — значнае перавыкананне плана па закупцы збожжа. Вось бы так і з яблыкамі!

saulich@bk.ru 

130 миллиардов рублей «отдано» населению


ОСЕНЬ-СОБЕРИХА — такой видели ее наши предки. И правда: в лесах грибы-ягоды — пока снег не ляжет. Однако в нынешнем сезоне ни подосиновиков с опятами, ни даже сыроежек с груздями не найти — оно и понятно: засуха.

— Потому и с планами по заготовке грибов справиться нереально, — говорит заместитель председателя правления Могилевского облпотребсоюза Александр Уткин. — Зато диких ягод много. 

Кооператоры уже закупили почти пятьсот тонн черники, то есть в восемь раз больше прошлогоднего. Только глусские сельчане принесли ее на заготовительные пункты местной потребкооперации свыше 160 тонн. Но это — территория исконно лесная, где природа щедра на подобные дары. А вот то, что и Могилевское райпо заготовило 20 тонн ягод, дорогого стоит. 

Лишь на чернике кооператоры региона  уже заработали два с половиной миллиарда рублей. Быстрому обороту способствует тот факт, что райпо прочно обосновались на рынках областного и районных центров. По словам того же Александра Уткина, бывало, до обеда приходилось торговать ягодой, а после обеда вновь закупали ее у населения, чтобы затем следующим утром пустить в реализацию. 

Черника идет и на экспорт. Валюту дает и картофель, который тоже пользуется спросом за границей. 

За 8 месяцев облпотребсоюз закупил у населения продукции более чем на 130 миллиардов рублей, что сопоставимо с бюджетом среднего района. Закупки продолжаются. Сейчас, например, заготавливается клюква. 

svet.markova@gmail.com 

На то он и колхозный рынок — можно торговаться


РЫНОК в Молодечно, по старинке именуемый колхозным, известен на всю округу. Сюда съезжаются торговцы продукцией частных подворий со всей Беларуси. Потому что и место бойкое, и стоимость торгового метра ниже, чем, скажем, на минской Комаровке. Под навесом «квадрат» стоит 15 600 рублей, на открытой территории — 13 400. Для сравнения: в столице, чтобы продать витамины с грядки, надо выложить в среднем 70 тысяч. 

Всего на рынке районных кооператоров 252 крытых торговых места и 80 — без навесов. Площади хватает всем желающим подзаработать на продаже овощей и фруктов с приусадебных участков, а также фермерам, рассказала начальник участка рынка Молодечненского райпо Анна Синявская:

— Никогда не поступало жалоб, что кто-то остался за воротами. Но мы всегда требуем справку о выращиваемой продукции на приусадебном участке, талончик ветэкспертизы и результат флюорографии. На территории рынка работает аккредитованная лаборатория, выдающая частникам разрешение бесплатно. Проверяем все продукты на радиоактивное загрязнение. 

Цены меняются каждый день. Скажем, недавно подешевел картофель, а вот тепличные огурцы, новый урожай которых уже привозят из Ивья, и перец подорожали. Буквально на днях килограмм последнего стоил 10 тысяч рублей, сейчас — 14 тысяч. 

— Не проводите ли дни скидок? — интересуюсь у Анны Константиновны. — Как, например, на Комаровке, где с 1 сентября организована так называемая товарная интервенция: сельхозпредприятия предлагают картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, огурцы, томаты, перец, баклажаны по своим ценам.

— У нас цены на фрукты и овощи регулируют спрос и предложение. В среду, пятницу, субботу, воскресенье, когда больший наплыв продавцов и покупателей, цены могут снизиться, в затишные дни — подняться. Частники сами решают, что и почем продавать, а вот индивидуальных предпринимателей строго контролируют на предмет формирования цены. Предельная максимальная торговая надбавка на социально значимые товары, а картофель, морковь, капуста и некоторые другие овощи из этой категории, не должна превышать 25 процентов к закупочной цене. По накладным это легко проверить соответствующим органам, — информирует Анна Синявская.

Многие сельчане неплохо зарабатывают на своих подворьях, начиная с ранней весны, когда выращивают на продажу рассаду. Позже идут зелень и ранние тепличные овощи. Еще одна выгодная позиция — молодой картофель. Был период, когда перепродавали на базаре морковь из овощных магазинов, где корнеплод стоил дешевле. Но покупатель все равно идет на рынок: здесь овощи-фрукты свежие, не побитые, можно поторговаться. Сельчане всегда пойдут навстречу. Однако не в убыток себе.

klimovich@sb.by

Торгую сам. Не отдавать же за бесценок


ВАСИЛИЙ Клопот из дрогичинской деревни Именин картофель весной посадил в низинном месте. И не прогадал. Клубни выросли один в один — чистые, крупные, прекрасного товарного вида. 

— Картошки у меня было около двадцати соток, — рассказывает он. — Мелкую оставил на корм скоту, среднюю припас на семена на следующий сезон, крупную решил продать. Два дня торговал в Дрогичине, затем машиной завез пару мешков в Брест. На центральном рынке товар раскупили за пару часов. Продавал по 6 тысяч рублей за килограмм, а перекупщики дают только по две тысячи. 

Этой осенью из-за снижения курса российского рубля второй хлеб у наших восточных соседей подешевел, да и урожай там выше прошлогоднего. Потому на рынке в Кобрине, к примеру, жители окрестных деревень рассчитывают, прежде всего, на своего покупателя. Светлана Аркадьевна из деревни Черевачицы говорит, что тоже не стала дожидаться перекупщиков. Крупный картофель она продавала по 7 тысяч рублей за кило, средний — по 5 тысяч. Между тем в деревне ходят слухи, что заготовители этой осенью к сельчанам могут вовсе не приехать, они закупают клубни, как правило, в больших населенных пунктах, где за день можно загрузить 10—20 тонн. 

Возле центрального рынка в Бресте по утрам стоят грузовики и автофургоны, с которых продают картофель, привезенный из Жабинковского, Кобринского, Брестского, Ивановского и других районов. Есть здесь и фермерская продукция, но главным образом она из личных подсобных хозяйств. Уже к обеду автомобили уезжают. Сами перекупщики признаются, что урожай картофеля этой осенью слабее прошлогоднего. В Россию ее почти не возят, продают чаще всего на своих рынках. Цена держится в среднем на уровне 5 тысяч рублей, но есть вероятность, что со временем она поднимется. 

Клубни у населения закупают и организации райпо. В Брестском облпотребсоюзе рассказали, что цена на сегодняшний день составляет 2500—2800 рублей за килограмм. Но заготовка началась лишь недавно и идет пока весьма вяло. 

kurec.a@mail.ru 

Деревенское сало видно издалека


ЖИТЕЛЬНИЦА деревни Светиловичи Ветковского района Вера Самусева свиней держала до того, как начался ажиотаж с африканской чумой свиней. Два года назад 5 откормленных свиноматок пришлось срочно убить. Беленькое сало со шкуркой золотистой и широкой прослойкой мяса продавала соседям, особо не торгуясь.


А до этого, рассказывает, и в Гомель на рынок продавать возила. Конечно, для этого нужно было взять справку из сельского Совета о наличии подсобного хозяйства и получить справку местного ветврача, но торговать самой оказывалось гораздо выгоднее, чем сдавать туши частникам или в потребкооперацию.

— Там я свою цену всегда брала, а в сельпо — копейки, — добавляет Вера Владимировна. 

Теперь она снова решила завести свиней:

— Мы привыкли к домашней свинине, — объясняет она свое решение. — Куплю всего кусочек — есть не могу. 

И Валентина Солоедова из деревни Носовичи Добрушского района свиней держит тоже больше для себя.

— Я в магазине продукты вообще не покупаю, — говорит она. — И свинина, и яйцо, и овощи и фрукты — все свое. Соседи попросят — продаю, чтобы только деньги были. А везти в город накладно — нужен и транспорт, и время, да и торговать надо уметь. 

Сейчас на Гомельщине редко кто выращивает свиней на продажу. Опасаются: а вдруг снова пойдут слухи про АЧС, и куда девать тогда животных? Если кто-то и держит на своем подворье живность, то, как правило, для собственных нужд. Те же, у кого есть излишки этой продукции, стараются сбыть ее оптом. Конечно, человек теряет в деньгах, но так удобнее. Приехал частник, предложил хорошие деньги — и не нужно собирать справки, искать транспорт, чтобы привезти ветврача (один раз посмотреть, второй — поставить на тушу клеймо), ехать в ветстанцию и т. д. Оптовик платит сельчанину за товар, а все остальные вопросы берет на себя. 

Правда, на рынке в Гомеле свинины — на любой вкус и кошелек. Деревенское сало бросается в глаза сразу и по качеству, и по цене, которая выше предлагаемой фирменными магазинами. Так, например, если за деревенское сало продавцы просят 80 тысяч, то в фирменном магазине «Дары от «Зари» одноименного мозырского сельхозпредприятия за эти деньги можно купить чистую вырезку мяса. Что и где покупать, каждый решает сам.

Nvakulich2015@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter