Что увидел Президент и что узнали от него журналисты во время учений «Союзная решимость – 2022»

Западу придется с нами считаться!

«Бои» в небе над Осиповичами, перспективные виды вооружения для Беларуси, прямые ответы на острые вопросы зарубежных журналистов. Как Президент под сильным ливнем провел два с половиной часа на учениях «Союзная решимость — 2022»

Главнокомандующего на совместных оперативных учениях вооруженных сил Беларуси и России «Союзная решимость — 2022» ждали. Но до последнего не знали, куда поедет и когда. И вот четверг, 17 февраля. Полигон Осиповичский. Воздушные бои, ракетные удары, навыки российских десантников — все это увидел вчера Глава государства. А в беседе с журналистами Александр Лукашенко жестко ответил тем, кто искусственно нагнетает истерику вокруг нынешних учений, которые идут на нашей территории: 

— У нас есть белорусско-российский договор, фактически создана здесь единая белорусско-российская группировка, считайте, единая армия. И вот это — наша официальная позиция. И вы, пожалуйста, эту позицию учитывайте так, как мы учитываем вашу позицию.

Огонь, батарея!

На полигонах и в погожий день, мягко говоря, не очень-то согреешься. Однако вчера погода преподнесла крайне неприятный сюрприз, а по сути, усложнила задачу для военных в разы. Дул сильнейший промозглый ветер, дождь то и дело становился ливнем, а под конец и вовсе посыпал град. Впрочем, это совсем не повод отменять маневры. Война ведь зону комфорта для обеих сторон уж явно не предполагает.

— Погода отличная, чтобы журналисты почувствовали, что страшное дело — война, — считает Александр Лукашенко. 

Условия и вправду самые что ни на есть боевые. И именно в этих условиях необходимо проявить себя артиллерии, ракетным войскам, авиации и десантникам. Выдюжили. Смогли. Справились. Показали класс. Условного противника разгромили за полчаса. Глава государства смотрел. Описываем пошагово:


♦ В соответствии с замыслом эпизода тактический десант условного противника высадился в районе позиций реактивных и ракетных подразделений Союзного государства для их уничтожения.

♦ Для предотвращения действий условного противника и усиления охраны позиций выдвинулись подразделения воздушно-десантных войск Во­оруженных сил России, занявшие оборонительный рубеж на вероятном направлении выдвижения противника.

♦ Летчики многоцелевых истребителей поколения «4++» Су-35С провели воздушные бои с авиацией условного противника, завоевав господство в воздухе и обеспечив нанесение ракетно-бомбовых ударов самолетами Як-130 и Су-25, ударными вертолетами Ми-24 по десанту условного противника.

♦ Подразделения реактивных систем залпового огня «Смерч», «Ураган» нанесли массированный удар по колоннам техники «противника».

♦ Попытку условного противника поддержать действия десанта армейской авиацией пресекли расчеты переносных зенитных ракетных комплексов «Верба», поразившие цели, имитирующие вертолеты на дистанции свыше 3 тысяч метров.

♦ При поддержке реактивной артиллерии, расчетов гаубиц Д-30, самоходных артиллерийских установок «Нона» подразделения воздушно-десантных войск завершили разгром тактического десанта условного противника.

Зрелище — эффектное. Как говорится, во-первых, это красиво. Кто не увидел — тот услышал. В небе рассекали самолеты, гремела артиллерия, раздавались взрывы от разрывающихся бомб. Условному противнику не дали ни единого шанса.


— Учения проходят строго по замыслу. Войска отрабатывали ведение оборонительных действий, — подвел итоги начальник главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Андрей Некрашевич
— Как руководитель этого розыгрыша я хотел бы отметить высокий уровень профессионализма и взаимодействия военнослужащих белорусских и российских подразделений. Их умелые действия позволили качественно и оперативно справиться с поставленными в ходе учений задачами.

Оружие к осмотру

Под Осиповичами нынче базируются и российские оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер». С действиями этого вооружения Глава государства ознакомился отдельно. Посмотрел, как они работают в связке с белорусскими реактивными системами залпового огня «Полонез». Главнокомандующему доложили: и «Полонезы», и «Искандеры» во время учений зарекомендовали себя на отлично. Испытывать данные ракеты в действии вчера, конечно, никто не стал — слишком уж велика дальность их поражения. Альтернатива — пуски электронные. Президент оценил. Мало того, о российском ­ОТРК заговорил во время общения с журналистами, отвечая на вопрос, останется ли на территории нашей страны после окончания маневров российская техника:

— Что касается техники. Я сегодня посмотрел: есть несколько видов перспективной техники, которая нам нужна. «Искандер» и не только. 
С Президентом Путиным и Минобороны мы договорились (это моя была просьба), что белорусы должны осваивать современное оружие. Потому что наша армия находится на острие и должна обладать самым современным оружием. Мы его будем или покупать, или россияне нам будут поставлять что-то за свой счет, потому что армия общая. 
Но для того чтобы наши Вооруженные Силы освоили современную технику, нужны учебные центры. Вот их мы будем создавать. По-моему, три учебных центра уже создали. Вот я посмотрел сегодня «Искандеры», российское хорошее оружие. Нам надо его освоить? Надо. Мы будем покупать это оружие у России. Поэтому я буду просить, чтобы был четвертый учебный центр, чтобы мы могли освоить эту технику.

«Сколько надо, столько и будут здесь стоять войска»

В беседе с журналистами (а на нынешние учения их аккредитовано немало — репортеры приехали из 25 стран, в том числе из России, США, Германии, Японии, Эстонии, Саудовской Аравии) Глава государства говорил о геополитике и не только. Нашим зарубежным коллегам, что называется, было грех жаловаться. Общение с белорусским лидером получилось максимально откровенным, открытым и демократичным. Вопросы не только ни с кем не согласовывались — не регламентировалась даже их очередность. Зарубежные коллеги толкались и перекрикивали друг друга. Начали все же с главной темы — учений. Точнее, с участия в них большого количества российских военнослужащих и военной техники. На Западе по этому поводу чрезмерно возбудились. Истерия не утихает до сих пор. Многие задаются вопросом, как долго пробудут в Беларуси российские войска? Александр Лукашенко сразу же дал понять, что западникам не стоит излишне напрягаться на сей счет. И добавил, что сегодня и завтра он будет находиться с визитом в России — у Александра Лукашенко запланированы переговоры с Владимиром Путиным. И не только официальная часть:

— Вчера (16 февраля. — Прим. ред.) в 13 часов мы поговорили с ним, оговорили план действий на пятницу-субботу, потому что учения у нас продолжатся и в субботу. Какая будет форма этих учений и где мы с Путиным будем присутствовать на учениях, вас проинформирует российская сторона.



Белорусский лидер обратил внимание на тот факт, что американское руководство перебрасывает своих военно­служащих в Польшу, за тысячи километров, и разрешения ни у кого не спрашивает. А значит, спрашивать, по его словам, не будем и мы:
— Поэтому сколько надо, столько и будут здесь стоять войска Беларуси и России. Сколько нам надо для того, чтобы защитить нашу территорию и показать всем, что мы к этой защите готовы. Примем решение — выведем за сутки. Примем решение месяц — будут стоять месяц. 

Западу и Украине надо признать, что они сели в лужу»

Тогда представители зарубежных СМИ решили зайти с другой стороны. Американский журналист, в частности, наивно пытался убедить нашего ­Президента, что со стороны Беларуси, где находятся российские военнослужащие, дескать, исходит угроза для Украины. Последовал встречный вопрос от Александра Лукашенко:

— Вы до сих пор верите, что мы будем отсюда нападать на Украину, или у вас уже, извините, по-народному скажу, этот «бздык» прошел?

Белорусский лидер подчеркнул, что есть официальная точка зрения властей США насчет учений, она общеизвестна, ее транслируют представители ряда западных СМИ. А у Беларуси и России своя позиция:
— У нас есть белорусско-российский договор, фактически создана здесь единая белорусско-российская группировка, считайте, единая армия. И вот это — наша официальная позиция. И вы, пожалуйста, эту позицию учитывайте так, как мы учитываем вашу позицию.

Прежде чем нас обвинять в чем-то, американцам не мешало бы честно ответить на пару простых вопросов. Первое: что делают их военные за тысячи километров от дома?

— В Украине специалисты ваши, в Польше ваши войска, в Литве, Латвии, Эстонии. Что вам делать здесь? Поэтому нас упрекать не надо. В Канаде и Мексике наших вооруженных сил нет. Поэтому успокойтесь, — призвал оппонентов Александр Лукашенко.

И тут же обратил внимание на еще один важный момент касательно претензий США в адрес России и Беларуси:

— Вы должны признать перед всем мировым сообществом, если у вас есть совесть, что вы прошлепали… Вы обвиняли Россию и Беларусь, что мы вторгнемся в Украину. Не вторглись. 
Значит, ваша разведка и миллиарды долларов, которые вы тратите, никчемные. Признайте хотя бы это.

Кстати, уже и в самой Украине, поняв, какими экономическими последствиями грозит вся военная истерия и нагнетание обстановки, стали говорить, что войны не будет:

— Пятнадцать миллиардов как корова языком слизала из экономики, и уже Зеленский заговорил: «Нет, вторжения не будет, войны не будет». Так же было? Это просто была клоунада. 
И Западу вместе с руководством Украины надо признать, что они сели в лужу, мягко говоря, опозорились.
По этому поводу Президенту рассказали о популярной нынче шутке-вопросе: «А ты завел будильник на три часа ночи, чтобы не проспать вторжение?»

Но в каждой шутке есть только доля шутки. Все — и на Западе, и в России, и, наверное, в Беларуси — опасались провокаций, — отметил журналист.


Александр Лукашенко подтвердил, что это действительно было самым опасным, а затем рассказал о своем ночном графике:

— Я человек деревенский, и у меня есть период службы в сельском хозяйстве. Это значит, что без будильника я просыпаюсь в любое время. Вечером я в 11 часов или в 12 ложусь спать. Мне надо в три подняться? Без всякого будильника запрограммировал и поднялся. Поэтому сегодня, как всегда, проснулся в полшестого, сделал зарядку…

Во время общения с Главой государства журналисты напомнили белорусскому лидеру и его фразу, процитированную накануне министром иностранных дел Владимиром Макеем, о том, что в Украину Беларусь приедет не на танке, а на тракторе. «Что она значит?» — поинтересовались корреспонденты у белорусского Президента.

В ответ Александр Лукашенко пояснил:
— Они не хотят, чтобы я приехал к ним на тракторе. Они все время толкают меня, чтобы мы туда приехали на каком-нибудь танке. Мы на это не настроены.

«Мы России окажем любую поддержку»

На днях российская Госдума поддержала проект обращения нижней палаты парламента к Владимиру Путину о необходимости признания Россией самопровозглашенных ДНР и ЛНР. В этой связи журналисты поинтересовались у Главы белорусского государства: если в России все-таки будет принято такое решение, как в таком случае поступит Беларусь?

— Мы договоримся с Путиным, как нам поступить, чтобы было лучше для России и для Беларуси. Но это будет совместное решение, — подчеркнул Александр Лукашенко.

— Готова ли Беларусь оказать военную поддержку России, если она решит прийти на помощь самопровозглашенным республикам? — не унимались журналисты.

— Мы России окажем любую поддержку. И военную, и, если будет надо, экономическую. Поделимся последним куском хлеба. Точно так и со страдальцами на Донбассе. Если это в Чернигове — и черниговцам будем помогать. Это наша твердая позиция.

Но вопрос даже не в этом.

— Украина всегда об этом говорит: должен быть мир на Донбассе, — констатировал Президент.
— Хорошо, давайте установим этот мир, давайте делать в этом направлении шаги. Давайте не будем танцевать под определенных командиров, которые сидят за океаном, а будем смотреть на украинскую землю. 
Ведь война идет на территории Украины. Я это говорил всем президентам украинским. И больше всего Порошенко. И Зеленскому.


По словам Александра Лукашенко, сейчас не время выяснять, кто прав, кто виноват:

— Надо остановить войну, наладить нормальную жизнь в Донбассе. И Путин (я передавал Порошенко) готов помочь в этом. Они этого не хотят. Им, наверное, лучше, чтобы кто-то друг друга пугал, а еще больше — воевал…

По мнению Александра Лукашенко, о конфликте в юго-восточной части Украины можно было бы давно забыть, если бы того хотело руководство этой страны:

— Я был в это вовлечен, поэтому говорю вам не просто как свидетель, а вовлеченный человек. Ответственно. Если бы хотели, все бы сделали. Что мы можем сделать? Есть президент Путин, есть президент Зеленский. Все, что они захотят, мы сделаем. Цель одна — мир на Донбассе, чтобы больше не гибли люди. Мы готовы сделать все. От этого никуда не деться.

«Зачем тратить миллиарды долларов и создавать дополнительные базы»

Отвечая на вопрос журналиста о вероятности создания российских военных баз на территории Беларуси, Президент подчеркнул, что такой необходимости нет, и дело здесь не в том, что мы не хотим или чего-то боимся:

— Они здесь не нужны с военной точки зрения. Зачем здесь базы? Мы с Дальнего Востока перебросили огромное количество войск и техники буквально за 10—12 дней. Так это с Дальнего Востока. А группировка наша — ее основа белорусская армия (65 тысяч, плюс 200 тысяч отмобилизуем, плюс территориальные войска — будет полмиллиона), и западные части России нас поддержат здесь — это сутки-двое.
Мы мгновенно в течение суток можем перебросить в Беларусь из любой точки России до Урала любую технику. Зачем здесь тратить миллиарды долларов и создавать дополнительные базы?
Если говорить о базах военно-воздушных сил, то это, по мнению ­Александра Лукашенко, вообще полная глупость:

— Передвигать самолеты, вертолеты и прочее и ставить их под прицел к границе Союзного государства? Нет необходимости. Ракетные войска сосредоточены как надо — на территории России и Беларуси. Так какие базы здесь создавать? Нам здесь базы не нужны.

«Мы можем установить С-400 где-то восточнее Минска или под Минском»

Отсутствие необходимости в военных базах вовсе не означает, что у нас не будет перспективного оружия. Глава государства отметил, что есть несколько видов современной техники, которые нам нужны:

— Мы будем эту технику закупать и в качестве подарка получим от своих старших братьев. С-400 есть в учебном центре. А если надо, еще пару установок поставим. Больше нам не надо. Это оружие, которое видит на расстоянии 600 километров. Где мы его поставим? Нам С-300 достаточно. Но мы речь ведем о закупке нескольких таких установок. Мы можем их установить где-то восточнее Минска или под Минском, видя, что делается в Киеве, за Варшавой и так далее.

К слову, Александр Лукашенко заявил и о том, что после совместных учений «Союзная решимость — 2022» в Беларуси может остаться часть российских боеприпасов:

— Мы договорились (откровенно вам говорю, хоть должен был уклониться от ответа на этот вопрос): если нам нужны какие-то боеприпасы, чтобы их не таскать туда-сюда, мы их оставим здесь.


На вопрос: «Готова ли Беларусь разместить ядерное оружие России на своей территории?» Александр Лукашенко ответил, что оно будет размещено в Беларуси только в случае угроз со стороны Запада:

— Если такие бестолковые, глупые шаги предпримут наши противники и соперники, мы разместим не только ядерное оружие, но и еще сверхъядерное, перспективное, для того чтобы защитить свою территорию. Если этого не будет, оно здесь сто лет не нужно.

Глава государства добавил, что Беларусь также заинтересована в подготовке в Калининграде или Мурманске своих моряков, которые бы служили затем в совместных частях.

СКАЗАНО

Во время общения прозвучал вопрос от эстонского журналиста о том, готов ли Александр Лукашенко уйти с поста Президента в 2025 году. Ответ был такой:
— Если коллективный Запад, прежде всего американцы, снимут Беларусь с мушки прицела и не станут переворачивать у нас тут всякими способами, как было в 2020 году, все будет законно, аккуратно и будет раньше, чем вы хотите или они хотят. Если вы будете по-прежнему нас атаковать, как в 2020 году, я буду вечным Президентом.
На столь откровенный и принципиальный ответ белорусского лидера эстонский журналист воскликнул: «Супер!», подняв вверх большой палец.

deu@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА, «ВАЯР».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter