Реальна или формальна борьба с коррупцией в Беларуси

Запад своих коррупционеров поощряет. А мы сажаем

Парадоксальный вывод сделали некоторые оппозиционные сайты из факта недавнего задержания двух председателей райисполкомов по подозрению в мздоимстве. Мол, борьба с коррупцией в нашей стране лишь формальная.



Подобные вбросы по поводу и без у «радетелей за народное благо» случаются периодически. Скажем, после принятия летом новой редакции закона «О борьбе с коррупцией» посыпались стенания, что с его помощью зло не победишь, чиновники в райцентрах никого не боятся. Особенно резало слух утверждение одного теоретика, утверждавшего, что местные чиновники в своих вотчинах что хотят, то и воротят.

Оказалось, далеко не так. И даже совсем наоборот. Неприкасаемых нет. Если виновен, не спасут ни ранги, ни былые заслуги. 

Тогда обличители обновленного закона против коррупции находят другой ход, чтобы очернить ситуацию в стране: на Западе, говорят, якобы ее уровень ниже, там, мол, меньше сажают за такие преступления. 

Но, позвольте, причем тут одно к другому, означает ли это, что мздоимства там нет? Есть это зло и на Западе, да еще какое! Скажем, американская газета «Балтимор сан» пишет: «Русские хорошо знакомы с простыми взятками, преимущественно  конвертами с деньгами. Мы, в США, специализируемся на «мягких взятках» — ты заботишься о родственниках законодателя, а законодатель заботится о тебе. Наша система — рассадник злоупотреблений властью, конфликтов интересов, налоговых преференций, внеконкурсных контрактов, достающихся богатым, и несправедливых норм. Наши «игры с платным доступом» — в сущности та же коррупция, и на этом фоне становится трудно понять, чем наши политики лучше российских, которых они так громко осуждают».

Ей вторит английская «Гардиан»: «Не будем себя обманывать — возможно, мы взяток не даем, но коррупция в Британии процветает, хотя по рейтингу восприятия коррупции, публикуемому компанией Transparency International, из 177 стран Британия занимает 14 место, а значит, является одной из наименее коррумпированных стран на Земле. Понятия, на которых основан индекс коррумпированности, весьма узки и избирательны. Установившийся порядок ведения дел и методы работы в богатых странах, которые вполне обоснованно можно было бы назвать коррупцией, не учитываются, а порядок ведения дел в бедных странах — особо подчеркивается. Посмотрите на список скандалов: манипулирование с пенсионным фондом, мошенничество в сфере ипотеки, по полисам страхования жизни, жульничество со страхованием платежеспособности, инсайдерские сделки и тому подобное. А теперь спросите себя: отъем денег у народа — это правонарушение или это такая модель ведения бизнеса?»

Как вам все это? А вот у наших доморощенных правдоискателей получается: если взяточников за 10 тысяч долларов сажают в тюрьму, то в стране коррупция есть, а когда на многомиллионные махинации закрывают глаза, то вроде и нет.

Между тем уровень коррупции лучше всего можно оценить по мнению простого люда, разговорам в быту и даже… юмору. Не перечесть анекдотов о берущих на лапу инспекторах ГАИ в соседних странах. В Беларуси что-нибудь говорят об этом? Много ли анекдотов ходит у нас о нечистых на руку государственных служащих, директорах предприятий, врачах, с которыми без взятки проблемы не решишь? Нет. Не потому ли, что в стране создана атмосфера массового неприятия этого общественного зла, считается неприличным, нехорошим, грешным делом путать свой карман с чужим. А когда так думает большинство народа, то и государству проще бороться с единичными любителями наживы. 

Изменит ли мир саммит в ООН


В КОНЦЕ сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке пройдет крупнейший за последнее десятилетие саммит. Событие уникально по масштабу и характеру. На него прибудут лидеры большинства стран планеты. Александр Лукашенко выступит в первый день общей дискуссии Генеральной ассамблеи ООН. 



ПОВОДОМ для созыва столь представительного форума стало завершение работы над разработкой глобальной программы «Повестка дня 2030» — плана действий мирового сообщества, своеобразной дорожной карты на ближайшие полтора десятка лет.

Но прежде чем начнутся основные прения, с 25 по 27 сентября будет рассмотрено выполнение программы с многообещающим названием — «Цели развития тысячелетия», принятой на саммите тысячелетия в 2000 году. Тогда представители 193 государств — членов ООН и полутора десятков международных организаций сформулировали задачи, которые обязались решить к 2015 году. Пришло время подвести итоги.

Они, прямо скажем, не впечатляют. Очевидный провал почти по всем направлениям: не удалось обеспечить начальное образование детям, уничтожить неравноправие в образовательной системе, остановить распространение СПИДа и так далее.

Причем еще в 2000 году особых иллюзий по поводу реализации плана никто не испытывал. Однако составители документа полагали, что явно завышенная планка ожиданий заставит многие государства хотя бы пытаться приблизиться к намеченным целям. Разумеется, тогда было сложно предположить, что через год рухнут башни-близнецы, США вторгнутся в Афганистан, потом и в Ирак, что в мире разразится экономический кризис, а затем прокатится волна революций в арабских странах, будут введены санкции, ряд государств окажется в изоляции.

Тем не менее резких оценок при обсуждении, несмотря на плачевные результаты, ожидать не стоит. Еще год назад был опубликован доклад Организации экономического сотрудничества и развития, в котором признавалось, что целей достичь не удастся, но говорилось, что «стремление к продолжению реформ» остается.

Выступление лидера с трибуны Генассамблеи — событие достаточно знаковое. Как правило, политик говорит о том, что волнует жителей его страны, предлагает варианты решения тех или иных глобальных проблем. В целом трибуна ООН — лучшее место, откуда глава государства может сообщить важное миру.

Вошли в историю выступления Никиты Хрущева и Фиделя Кастро, обличавших с трибуны американский империализм. С трибуны Генассамблеи начал путь в большую политику Ясир Арафат. Из относительно недавних выступлений можно вспомнить пламенные речи Уго Чавеса и Махмуда Ахмадинежада.

Очевидно, что и на этой сессии яркие выступления будут. Один конфликт в Украине чего стоит! Но повестка дня, опубликованная на сайте ООН, дает понять, что мировому сообществу достаточно безразличны и санкции, и Украина. Аргентину беспокоит вопрос о статусе Фолклендских островов, Куба привычно недовольна блокадой, Азербайджан — ситуацией с Нагорным Карабахом.

А вот израильско-палестинскому вопросу, уже давно сидящему в печенках у мирового сообщества, посвящено шесть пунктов повестки дня. Внимание также будет приковано к Африке и проблемам контроля над вооружениями, борьбе с терроризмом. Эту тему поднимает Россия, которая сейчас возглавляет Совет безопасности ООН.

В последние годы Запад все чаще призывает реформировать Совбез и ограничить право вето для его постоянных членов. Такой вопрос на 70-й сессии намерена поднять Франция. Впрочем, об этом говорят уже десятилетия. Еще в 2005 году после выступления на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН свое мнение по этому вопросу высказал журналистам в Нью-Йорке Александр Лукашенко:

— Это пустая трата времени. Считаю, что дело не в арифметической численности членов Совбеза. Если и нужна реформа, то она должна касаться существа ООН. Цели Организации Объединенных Наций нам известны. Сегодня стал вопрос — как ООН исполняет свои функции? Если будет больше членов в Совете Безопасности ООН, вряд ли будет лучше. Если пятеро не могут договориться и добиться исполнения принимаемых решений, то будет еще сложнее, если членов Совбеза будет 10—15.

Нынешняя встреча на высшем уровне, к сожалению, проходит на фоне самых сильных и опасных за последние десятилетия тектонических сдвигов в мировой политике. Фактически разрушена десятилетиями казавшаяся незыблемой система евроатлантической безопасности, появились новые очаги напряженности и нестабильности в регионах Северной Африки и Ближнего Востока. Короче — самый серьезный за последние полвека глобальный кризис доверия.

В 2005 году с трибуны сессии Генеральной Ассамблеи ООН белорусский лидер заявил, что только многообразие путей к прогрессу может обеспечить стабильность на планете:

— Свобода выбора пути развития — главное условие демократического устройства мира. Надеюсь, это поймут и сильные мира сего. Ведь в конечном итоге однополярный мир обернется против них. 

Так и произошло. Конечно, нет смысла оспаривать уникальность ООН как таковой. Нет другой структуры, которая могла бы потягаться с ней по обширности и представительности членства. Вклад организации в поддержание международной безопасности с момента завершения Второй мировой войны переоценить трудно.

Но за последние семь десятков лет мир сильно изменился. Современные реалии уже не те, что были в 1945 году, когда принимался Устав ООН. Человечество стоит перед лицом новых вызовов и угроз. С середины 90-х, после распада СССР, в работе ООН стали явно проступать тенденции, отражающие интересы индустриально развитых государств, политизированный подход даже к решению гуманитарных задач. Но особенную настороженность мирового сообщества вызывает все более сильное влияние США на формирование стратегии организации. В результате авторитет ООН заметно пошатнулся и она теряет свое влияние. 

Станет ли саммит 2015 года встречей, которая принесет новую надежду человечеству, или саммитом упущенных возможностей, покажет время.

shevko@sb.by

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter