Запад массово высылает российских дипломатов. Зачем?

Соединенные Штаты и страны Евросоюза приняли решение о высылке российских дипломатов в ответ на отравление бывшего шпиона Скрипаля в Великобритании.


Самое большое количество персон нон грата — 60 человек — объявил Вашингтон. Министерство иностранных дел Германии заявило в понедельник о высылке четырех дипломатов, такое же количество вышлют Франция и Польша.

Чехия посчитала нежелательными персонами трех российских дипломатов, Литва — тоже трех, и еще сорок четыре россиянина внесла в список персон, которым запрещен въезд в страну. Дания и Нидерланды объявили о высылке двоих россиян с дипломатическим статусом. Латвия — одного российского дипломата, Эстония — тоже одного (военного атташе). Всего 17 стран объявили о высылке свыше 100 российских дипломатов по всему миру.

Еще в конце прошлой недели, во время проведения саммита ЕС в Брюсселе, такой исход был вероятен, но не окончателен. Тогда страны Евросоюза приняли коммюнике, в котором заявили, что поддерживают Британию. Не договорились европейские лидеры и о каких–либо совместных общеевропейских жестких шагах в отношении России — например, о высылке российских дипломатов из всех 27 стран ЕС (28–я, Британия, это уже сделала).

Возникает вопрос: почему они ждали до понедельника? Ответ очевиден — в этот день о своем решении объявила Германия. Получается, именно эта страна, а не Соединенные Штаты (американцы как раз озвучивали подобное решение и ранее) вызвала эффект антироссийского домино.

Как представляется, за этим германским решением стоит европейская стратегия Ангелы Меркель. Перед ней стояли два главных вызова — брексит, угрожающий дальнейшим распадом ЕС. И российская угроза «западным ценностям», которую объявила на весь мир Британия и попросила солидарности у европейских союзников. Какое зло объявить главным? От этого зависела и дальнейшая стратегия.

После небольших колебаний Меркель объявила–таки полную солидарность с Британией. Как бы давая британцам знак, что все европейское сообщество стоит перед общим грозным врагом, с которым в одиночку кому-то не справиться. А раз в одиночку не справиться, и Лондон попросил о помощи весь Евросоюз, то логично напрашивается вопрос: какой может быть брексит? Какой развод? Наоборот, надо крепить европейские ряды, европейское единство, чтобы сообща противостоять «коварной и грозной России».

От всей этой истории тянет предчувствием антибрексита — кажется, европейские и британские политики ищут достойный повод, чтобы отказаться от результатов референдума по выходу Британии из ЕС и повернуть процесс вспять. Ведь очевидно, что этот процесс всех тяготит и только неудобство перед избирателями не позволяет от него отказаться.

В любом случае Лондон сегодня очень обязан европейским коллегам за проявленную солидарность, и в ближайшем будущем мы увидим — чем он отблагодарит.




romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter