Заокеанский хлеб

…Перебои с хлебным обеспечением начались в августе 1962-го года. Объем поставок хлеба в розничную сеть катастрофически падал, буквально с каждым днем. И когда ассортимент в булочных упал практически до нуля, появился так называемый «забайкальский хлеб». Почему его так прозвали в народе, мне неизвестно. Хлеб был каким-то серым, клеклым и кислым. Говорили, что в него добавляют кукурузную и гороховую муку. Скорее всего, так и было! Карточки на хлеб не вводились, но ограничили выдачу. В «одни руки» давали две буханки забайкальского хлеба… И когда раздавался чей-то призыв: «Вовка! Иди сюда! Быстрей!» — это значит, у кого-то из соседей по улице подходила очередь за хлебом. Я с охотой прибегал на этот клич. Меня ставили в очередь, и на меня выдавали две буханки забайкальского. За это содействие полагалась горбушка хлеба… Из рассказа «Хлеб» Владимира Серова

Пятьдесят лет назад в Советском Союзе впервые принято решение о закупке большой партии зерна за рубежом

…Перебои с хлебным обеспечением начались в августе 1962-го года. Объем поставок хлеба в розничную сеть катастрофически падал, буквально с каждым днем. И когда ассортимент в булочных упал практически до нуля, появился так называемый «забайкальский хлеб». Почему его так прозвали в народе, мне неизвестно. Хлеб был каким-то серым, клеклым и кислым. Говорили, что в него добавляют кукурузную и гороховую муку. Скорее всего, так и было! Карточки на хлеб не вводились, но ограничили выдачу. В «одни руки» давали две буханки забайкальского хлеба… И когда раздавался чей-то призыв: «Вовка! Иди сюда! Быстрей!» — это значит, у кого-то из соседей по улице подходила очередь за хлебом. Я с охотой прибегал на этот клич. Меня ставили в очередь, и на меня выдавали две буханки забайкальского. За это содействие полагалась горбушка хлеба… Из рассказа «Хлеб» Владимира Серова

Золото для продовольственной безопасности

Эта сделка положила начало многолетней зависимости огромной страны от импортных поставок пшеницы. Несмотря на вложенные с приходом к власти Хрущева миллиарды рублей в реформирование сельского хозяйства Страны Советов, пристальное личное внимание Никиты Сергеевича к происходящему на селе, неоднократные утверждения о преимуществах социалистической системы хозяйствования, советский лидер вынужден был принять тяжелейшее для него решение. Но иного выхода не было, и за 1963—64 годы почти половина золотовалютных резервов страны — 1244 тонны золота — была продана на Лондонской бирже, чтобы предотвратить в стране нежелательные последствия сельскохозяйственного кризиса, как назвали историки тогдашнюю ситуацию в стране. Руководство опасалось недовольства населения, наподобие того, которое вылилось в 1962 году в волнения в Новочеркасске.

«Скотский» указ

Как же могло случиться, что за годы народной власти не была обеспечена продовольственная безопасность страны и вновь встал вопрос о вводе карточной системы, отмененной в 1949-м? Неужели летняя засуха шестьдесят третьего в некоторых регионах СССР столь сильно повлияла на общий валовой сбор стратегически важной сельскохозяйственной продукции?

Засуха же сгубила и яровые. Вскоре Хрущев признал свою ошибку, и в декабре на Пленуме ЦК КПСС принято решение восстановить пары. Но сельское хозяйство волюнтаризма не простило.

Такое положение сложилось вследствие многих причин, считают историки. Когда выяснилось, что в СССР не выполнены завышенные требования нового семилетнего плана, обвинения легли на колхозы и колхозников. Больше всего сельчан обвиняли в неоправданно большом внимании своим подсобным хозяйствам. Именно тогда крестьян принуждали сдавать личный скот в колхозы. На 1 января 1963 года в личном пользовании колхозников осталось всего около десяти миллионов буренок вместо двадцати двух миллионов в 1958-м. В то же время потребности коллективных хозяйств в зерне резко возросли, ведь перекочевавшее с подворий на фермы стадо надо было кормить. Соответственно уменьшились поставки зерна в счет госзаказа.

В 1959 году на рассмотрение Верховного Совета выносится специальный указ о запрете содержания живности горожанам, прозванный в народе «скотским». Эти меры вызвали недовольство населения, зато резко снизили производство сельхозпродукции частниками. Нелепая политика принудительного сокращения частного сектора поставила в зависимость от централизованного государственного и общественного снабжения несколько десятков миллионов крестьянских семей. В печати началась большая кампания против личных хозяйств. Колхозников, посмевших продавать излишки, открыто называли спекулянтами.

Пары пришлось восстанавливать

Так совпало, что в 1962 году проведена и кампания по ликвидации чистых паров. Кстати, Хрущева в этом вопросе консультировал американский фермер. В результате было засеяно от 11 до 12 миллионов гектаров «гуляющих земель», а урожай собрали немногим больший, чем годом ранее. Зато озимые из-за отсутствия чистых паров в 1962 году посеяли на месяц-полтора позже оптимального срока, и из-за гибели их большие площади пришлось по весне пересевать. Засуха же сгубила и яровые. Вскоре Хрущев признал свою ошибку, и в декабре на Пленуме ЦК КПСС принято решение восстановить пары. Но сельское хозяйство волюнтаризма не простило. Производство зерновых снизилось. И около десяти процентов от валового сбора зерна в тот год пришлось закупать у капиталистов — в Канаде, Австралии, США. К тому же советское правительство не желало не только сокращать внутреннее его потребление, но и поставки в Восточную Европу и на Кубу.

И хочется, и колется

Канада заключила самый большой за всю историю контракт с Советским Союзом — на сумму в полмиллиарда долларов. Интересно, что в сделке в роли непосредственного получателя зерна участвовала также и Куба. И, по словам министра торговли Канады, правительство США было поставлено в известность относительно участия Кубы в операции, но никаких возражений от него тогда не поступало.

Колоссальный объем сделки буквально ошеломил торговцев зерном. Буквально через несколько дней после публикации этой информации поползли слухи, что СССР пытается закупить зерно и в США. Однако в период холодной войны это требовало существенных изменений в политике США, поскольку на тот момент в Америке были запрещены любые поставки, способные усилить коммунистический режим. Любая поставка зерна в СССР требовала личного одобрения самого президента.

Но, несмотря на то, что консервативные фермеры противились продаже зерна социалистическим странам, было очень соблазнительно стимулировать рост цен на него за счет реализации излишков, пусть даже классовому врагу. Многие производители настаивали на том, чтобы «русские покупали зерно по нашим ценам», а на тот момент внутренние цены в США составляли 1,8 доллара за бушель, что было на 0,5 доллара выше мировых.

Магнаты ломают головы

В США в течение нескольких недель шли дебаты о том, можно или нельзя поставлять зерно в СССР. Многие были обеспокоены, что оно в конечном итоге попадет на Кубу и усилит влияние Кремля на остров Свободы. Тем временем перед зерновыми трейдерами Америки стояла проблема: что делать с советскими заявками?

И вот группа средних зерновых компаний совместно с ADM и Louis Dreyfus пригласили остальных членов так называемой Большой шестерки в Оттаву для того, чтобы обсудить, как действовать в условиях жестких экспортных ограничений. После переговоров представители компаний Cargill и Continental Grain заявили о своей приверженности свободной конкуренции и нежелании участвовать в картельном соглашении. На самом же деле они собирались активно участвовать в поставках в СССР и не хотели связывать себя обязательствами с другими игроками.

Лицензии в виде исключения

В октябре президент Кеннеди подписал протокол о продаже зерна СССР на сумму 250 миллионов долларов. Первую сделку с СССР заключил Каргилл (Cargill), согласовав цену на 100 тысяч тонн зерна. Однако экспортная лицензия была предоставлена только на том условии, что перевозка товара будет производиться исключительно на кораблях под американским флагом. Неудивительно, что фрахт американского судна оказался значительно дороже его рыночной цены. Советские переговорщики не собирались переплачивать, но профсоюз докеров объявил, что не будет грузить зерно на корабли «с серпом и молотом на борту».

В 1959 году на рассмотрение Верховного Совета выносится специальный указ о запрете содержания живности горожанам, прозванный в народе «скотским». Эти меры вызвали недовольство населения, зато резко снизили производство сельхозпродукции частниками.

В конце концов, для того чтобы разрешить противоречие, руководители крупнейших зерновых компаний были приглашены в Белый дом. Они указывали на то, что невозможно зафрахтовать достаточное количество американских судов даже для половины перевозок. По этой причине им предоставлялись экспортные лицензии в виде исключения. Так, по упомянутой сделке Каргилла на 100 тысяч тонн компания смогла зафрахтовать американский корабль только на 9000 тонн, остальной же объем был экспортирован в виде исключения. Однако получать такие лицензии было отнюдь не просто, и Каргилл нашел самое оригинальное решение проблемы: через использование супертанкера «Манхэттен», являвшегося по тем временам самым крупным транспортным судном, водоизмещением 106 тысяч тонн. Это судно было столь большое, что далеко не все терминалы могли загружать его. Поэтому приходилось делать это частями, загрузка начиналась в мелком порту и производилась до тех пор, пока позволяла осадка, затем судно отправлялось в другой порт, более глубокий, где в него загружалось еще зерно, и последние партии загружались уже на рейде, с барж. Разгрузка в пункте назначения также осуществлялась с помощью барж.

В итоге все необходимое зерно СССР закупил у Каргилла и Континентал Грейн (42 процента и 58 процентов соответственно). Всего же социалистический блок закупил почти 2 миллиона тонн хлеба.

Елена ВЛАДИМИРОВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter