Где востребованы сторонние сотрудники и на какую зарплату могут рассчитывать

Заняться на время

Рынок сезонных работ в любом государстве не является основным, тем не менее он весьма значим с экономической точки зрения. В нынешнем году из-за пандемии и закрытия границ в некоторых странах даже возникла угроза, что некому будет собирать урожай на полях, в садах — прежде ставка делалась на мигрантов. У нас также, в частности, аграрные предприятия время от времени прибегают к услугам сторонних сотрудников. Где же они востребованы и на какую зарплату могут рассчитывать?
Экзотических вакансий вроде аниматора, развлекающего людей на пляже Минского моря, или официанта на борту круизного лайнера у нас нет. Но тем не менее лесная и полевая «экзотика» присутствует в полной мере. Существует список работ, которые на законодательном уровне отнесены к сезонным.


Сила зернотока

Юрист Ольга Мещерякова говорит, что важно различать временную и сезонную работу:

— Привлечение временных работников наиболее обосновано в условиях непрерывности производственного процесса, когда штатный сотрудник находится в отпуске, на больничном или в командировке либо же когда у нанимателя возникает потребность в краткосрочном выполнении каких-либо работ, а человека соответствующей квалификации в штате организации нет и принимать на постоянное место нового сотрудника не имеет смысла. Под сезонными работниками понимают тех, кто занят на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода, не превышающего 6 месяцев.

В Германии в прошлом году трудилось более 300 тысяч сезонников, в основном из Румынии и Польши. Из-за эпидситуации их численность сократилась до 80 тысяч.

Белорусский рынок труда предлагает большое количество летне-осенних вакансий в самых разных сферах. Дополнительные силы ищут сельскохозяйственные предприятия, лесхозы, сети магазинов розничной торговли, автомойки, кафе под открытым небом, овощеводы. Также предприятиям дополнительно нужны строители, грузчики, упаковщики и многие другие. В интернете самое свежее предложение — рабочий зеленого строительства в Минске (950 рублей в месяц).

В Россоны, городской поселок в Витебской области, требуется вздымщик живицы. Обещают 1000 рублей и выше. В объявлении написано «без опыта работы». Мастер Михеевского участка по заготовке живицы ОАО «Лесохимик» Людмила Манух говорит, что у опытного вздымщика рука набита. А молодые «чиркают», только дерево мучают, пока научатся. Однако предприятие все равно набирает работников без опыта.

— Рады каждому. Обучаем профессии на месте. У меня в бригаде 3 пенсионера. Они уже привыкли, их тянет в лес, могут там подолгу в одиночестве работать, — рассказывает Людмила. — А молодые ребята, которых набирали, сезон побудут и уходят. Из 15 человек только трое остались. Труд очень тяжелый. Не всем по нраву разъездной характер работы — до делянок подвозим на грузовике. Погода также вносит поправки в график.

Пока тепло и солнечно, шумят частные стройки. Брестский предприниматель Владимир Косьмин уже 15 лет на рынке. Среди его услуг — возведение каркасных домов, фундаментные работы, кровельные, также кладка плитки. В бригаде три человека.

— Сейчас взяли в помощь молодежь, — говорит Владимир, имея в виду семнадцатилетнего парня. — Он нам помогает по мелочам: песок подвезти, мусор вынести, что-то подать.

По словам Владимира, лето — золотая пора. Пока погода хорошая, можно зарабатывать. За кладку плитки клиент отдаст 12 рублей за квадратный метр. В целом дорожка небольшой длины будет стоить около 430 рублей (175 долларов). Все зависит от площади и надобности резать плитку. На 50 квадратных метров у бригады уходит около четырех дней, если клиент заранее выкопал траншею.

В сельском хозяйстве вакансии есть на зернотоку. Нужны те, кто будет помогать в высадке, уборке, прополке, сортировке и фасовке ягод, картофеля, яблок.  Также часто ищут овощеводов. Например, в агрогородок Крупицы Минского района на пастьбу крупного рогатого скота требуются животноводы. Зарплата 900 рублей. График сменный.

Барановичский агрокомбинат «Мир» набрал студентов на зерноток. «У них семичасовой рабочий день, устроены полеводами, — говорят на предприятии. — Зарплата почасовая. Не зависит от количества отгруженного зерна, как у других работников зернотока».

В кадровом агентстве отмечают, что в этом году объем рынка сезонных работ уменьшился из-за ситуации с коронавирусом:

— К тому же в августе найти сезонную работу значительно сложнее, чем в начале лета, потому что все «жирные» вакансии уже заняты.

Ученый-экономист Михаил Ковалев уверяет, что невозможно сосчитать, сколько рабочей силы нужно рынку сезонного труда:

— Такую статистику никто не ведет. Если взять тот же сбор ягод и грибов, то производительность труда невысокая: один человек за день максимум ведро ягод соберет и 5 килограммов грибов. Зачастую этим занимается вся деревня.

По словам эксперта, рынок сезонного труда напрямую связан с колебаниями объемов производства. Поэтому имеет место непостоянство спроса и предложения.

Фермерам в летний период помощники нужны в обязательном порядке. В Ольшанах на плантации голубики применяется сдельная оплата: один килограмм — один рубль.

— Это адский труд. Только кажется, что собирать голубику легко, — говорит студентка Ирина Комик. — Периодически цена скачет. Все зависит от количества голубики на кустах. Как правило, в начале сезона цена высокая — спелых ягод мало. Когда кусты «полыхают» синим цветом, платят меньше.

За день можно заработать от 30 рублей и больше. Приступают к сбору с раннего утра. А вот закончить можно, когда пожелаешь. Если доволен тем, сколько собрал, — можешь взвесить ягоду, получить деньги и уйти.

В период массовых заготовок Белкоопсоюз дополнительно привлек более 1000 внештатных сотрудников. По словам пресс-секретаря организации Татьяны Ляшкевич, 121 миллион рублей потрачено на оплату продукции, которую сдали люди.

— Сезонная работа стала спасением для тех, кого сократили во время пандемии, — продолжает Михаил Ковалев. — Но основа рынка сезонных работников — студенты и пенсионеры.

У математика все грядки под счет

В БРСМ предлагают трудоустройство в сфере торговли, образования и сельского хозяйства: прополку культур и сбор яблок. Также в некоторых школах работают трудовые лагеря, куда ребята могли записаться.

— Студенты могут претендовать на зарплату в тысячу рублей, а то и больше. Все зависит от выработки и сложности объекта. Неоценимым останется опыт. Ведь совсем неплохо, чтобы будущий учитель умел строить или математик — полоть грядки, — говорит Дмитрий Воронюк, первый секретарь Центрального комитета БРСМ.

В этом году реализован масштабный молодежный трудовой проект с крупным предприятием Беларуси — ЗАО «Атлант». В мае — июне уже отработали 5 студенческих отрядов. В июле — августе в основное производство включены более 500 бойцов студотрядов. Ребята трудятся в качестве слесарей-сборщиков бытовой техники, выполняют базовые технологические операции по сборке. За каждым молодым человеком закреплен опытный наставник. В этом году работают 192 строительных, 509 сельскохозяйственных, 104 педагогических, 174 экологических, 413 сервисных, 27 медицинских и 147 производственных отрядов.

На лес глядя

Есть два варианта заработка на дарах леса: продавать самостоятельно или сдавать в пункты приема. Если в первом случае цену устанавливаешь сам, то во втором — заготовитель. В этом году Белкоопсоюзу килограмм черники можно сдать не ниже, чем за 2—2,3 руб­ля. Закупочная цена на лисички — 8 рублей. На столичном рынке полкилограмма ягоды продают за 4—5 рублей. Через интернет-площадку литр черники — от 5 до 7, 10 литров — 40 рублей. Что касается лисичек, на трассе можно увидеть ценники 7 рублей за литр, на рынке — 5. Весной на Брестчине за сдачу литра березового сока платили 15—17 копеек. Кстати, в лесничестве купить литр сока дешевле (23 копейки), чем на специальных торговых площадках (36).

В Эстонии клубника спасла от безработицы

Чтобы избежать массовой безработицы из-за эпидемии коронавируса, эстонские власти направили граждан на уборку клубники. Министерство социальных дел и сельской жизни, а также касса по безработице выделили на эти цели около 600 тысяч евро. 750 человек, потерявшие во время кризиса работу, смогли трудиться сезонно. При этом ища себе постоянное рабочее место.

Техничный подход

В Испании роботы убирают садовую землянику. Машина в режиме реального времени использует технологии искусственного интеллекта для оценки зрелости ягод. Она также оснащена сенсорами для оценки цвета плода и его товарного вида.  В Калифорнии разработали робота, который убирает яблоки. Машина применяет алгоритмы компьютерного зрения, находит спелые яблоки и выбирает их. Скорость сбора — одно яблоко в секунду.  В Великобритании робот использует технологии компьютерного зрения для определения спелых ягод клубники.

ДОСЬЕ «НГ»

Продолжительность ежедневной работы молодежи в возрасте от 14 до 16 лет в период летних каникул не может превышать 4 часа 36 минут, от 16 до 18 лет — 7 часов. В течение учебного года — 2 часа 18 минут и 3 часа 30 минут соответственно. Для приема на работу подростков в возрасте 14—15 лет необходимо письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей).

А КАК У НИХ?

Виктор Лесняк, разнорабочий, Польша:

— Я работал в польском курортном городке Владиславово. Там подходил срок сдачи четырехзвездочного отеля «Морская звезда». В обязанности входило: переноска мебели, облагораживание прилегающей территории, уборка строительного мусора и так далее. Оплата была почасовая. За три недели я получил в пересчете на рубли около 1880.

Дмитрий Каракуца, вожатый в детском лагере, г. Геленджик, Россия:

— Отправляющая сторона дает жилье, питание, страховку. От меня надо было пройти школу вожатых, подготовить все документы, оплатить дорогу туда. Дорога оплачивается так: 50 % — лагерь и 50 % я (но если отработать 2 смены, то путь обратно полностью оплачивается лагерем). Что касается зарплаты, она была небольшая — 500 белорусских рублей за смену.

Валерия Вайдер, аниматор, г. Аланья, Турция:

— Работа не из легких. Тяжело на жаре постоянно находиться: с утра до ночи проводить разные мероприятия. Еще нужно всегда поддерживать контакт с гостями, нельзя просто ходить по отелю. Надо обязательно разговаривать с отдыхающими. Иногда это нелегко. Вечером мы зовем гостей на дискотеку и рассказываем, какая у нас шоу-программа. Параллельно продаем дискотуры, процент от продаж идет нам в карман. Ставка у меня 350—400 долларов. Однако большая часть денег именно от продаж дискотуров.

yankovich@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter