Доля белорусов, работающих официально, постоянно растет. Почему важно платить налоги?

Занятость уходит от серости

Теневой рынок труда в Беларуси сокращается. Это связано с улучшением условий для ведения своего дела: начинающим бизнесменам государство предоставляет субсидии, упрощается система налогообложения, для самозанятых предусмотрены минимальные отчисления в казну, стало легко зарегистрироваться предпринимателем. В то же время усиливается контроль за нарушителями законодательства. Должны ли и дальше те, кто не платит налоги и имеет скрытые источники доходов, пользоваться предоставляемыми гражданам в рамках социальной политики льготами?

Коллаж Олега Попова

Нелегальная занятость характерна практически для всех государств. В Италии на европейском континенте она считается одной из самых больших — от трети до половины экономически активного населения трудится без официального оформления. В Беларуси многое сделано для вывода сферы занятости полностью в белый сегмент. От какого прошлого мы ушли и что предстоит сделать в будущем?

Показательные моменты

Сперва немного цифр. Уровень занятости белорусов за десять лет повысился с 74 до 80 %. Этот показатель иллюстрирует отношение численности занятого населения к количеству граждан в возрасте 15—74 лет. Председатель Национального статистического комитета Инна Медведева отмечает: «Белорусы теперь более занятые. Соответственно, снизилась безработица». Ее зарегистрированный уровень на 1 апреля этого года составил 0,2 % и не изменился по сравнению с аналогичной прошлогодней датой. То есть речь о тех, кто стал на учет в органах по труду, занятости и социальной защите. Но есть еще похожий показатель, рассчитываемый в соответствии с методологией Международной организации труда, когда безработными признаются все, кто себя таковым называет. Так вот по итогам прошлого года эта цифра у нас была порядка 4 %, а в странах ЕС — 7,5, Украине — около 10 %. 

Однако у нас, как и в других государствах, есть граждане, которые нигде не работают официально, но живут тем не менее, мягко скажем, небедно — эти люди крутятся в сером секторе экономики и в общегосударственную копилку не платят, по сути, ни руб­ля. В то же время их дети учатся бесплатно в школах, семьи полностью пользуются льготами по медицине, оплате услуг ЖКХ и так далее. Во всем мире неплательщиков налогов вычисляют. Наказание для них зачастую предусмотрено очень суровое. Наша страна также идет по этому пути. Прежде всего правоохранители закрывают сегменты теневого рынка (он уже далеко не столь разветвленный, как был раньше), и второе направление — тех, кто скрывает источники доходов, обязывают ряд услуг оплачивать по полной. 

Выгода по знакомству

Даже в СССР, где все было под строгим контролем, активно работали «секретные» маклеры (торговые посредники, риелторы), домашние парикмахеры, портные, автослесари. Правда, осуществляли свою деятельность все эти специалисты с величайшей осторожностью. Их клиентами можно было стать только по рекомендациям. И было это вызвано тем, что существовал неудовлетворенный спрос на услуги, а заниматься предпринимательской деятельностью не позволяли тогда законы. 

Когда население стало зажиточней и появилось больше машин в личной собственности, на улицы выехали таксисты-бомбилы. Горожане стали сдавать комнаты в аренду. А на черноморском побережье брали на постой пляжников чуть ли не все. Кампании по борьбе с нетрудовыми доходами шли в советское время с переменным успехом. 

В 90-е годы прошлого столетия рынок теневой занятости расцвел пышным цветом на всем постсоветском пространстве. И хотя заниматься бизнесом теперь можно было легально, однако несформированная правовая культура уводила многие сферы в тень. Причем, больше не скрываясь, специалисты по ремонту, перевозкам, маникюру и стрижкам, сборке мебели и переборке двигателей давали объявления в газеты и бегущую строку на телевидении. Повышенным спросом у клиентов пользовался тогда прокат свадебных платьев. Чувствовали себя серые коммерсанты вольготно — поначалу их не беспокоили проверяющие. Тогда у государств на территории бывшего СССР были другие проблемы.

На стихийной бирже появились «бригадиры»

Примерно с середины ­1990-х около здания службы занятости в Могилеве сформировалась нелегальная биржа труда. На небольшом пятачке всегда было оживленно. Подъезжали автомобили с «купцами». Здесь предлагали свои услуги не только неквалифицированные подсобники, грузчики или копщики. Попадались и классные плиточники, плотники, бетонщики. У некоторых были с собой приличные наборы инструментов. Этот «отдел кадров» попытался взять под крыло вездесущий рэкет. 

Михаил Воронков, бывший начальник УБОП по Могилевской области, полковник милиции в отставке, вспоминает:

— К нам поступала информация о том, что работников, собиравшихся возле службы занятости, кто-то крышует. Однако жалоб не было. А когда мы сами попытались разобраться в ситуации, никто из опрошенных нами людей так и не пошел на контакт. Ситуация осложнялась тем, что состав работников, собиравшихся там, был непостоянным. Именно поэтому ни одного уголовного дела возбуждено не ­было.

Между тем 55-летний Сергей Тимофеев подтверждает, что слухи небеспочвенны, — «бригадиры» были. Вот что он рассказывает:

— Мы с двумя приятелями, стоя у центра занятости, открыли золотую жилу. Очень выгодным оказалось крыть гаражи и другие постройки рубероидом, особенно бронированным. Конечно, физически работа тяжелая, но несложная и выполнялась быстро. И вот однажды у нашей троицы появился «самопровозглашенный» начальник Олег. На крыши он не поднимался, рубероид не раскатывал, зато начал сам договариваться с заказчиками, искать для нас «объемы». За это каждый из нас отдавал ему по 20 % заработанных денег. Позже, когда наметилась серьезная конкуренция и доходы упали, стали платить по 15 %… 

Потом Сергей с товарищами переключился на ремонты квартир, а когда появилась возможность оказывать такие услуги официально без регистрации ИП, двое из трех мужчин воспользовались этой возможностью, вышли из тени. 

69-летний могилевчанин Геннадий Жучков также в свое время немало лет отдал нелегальной работе. По его воспоминаниям, заниматься изво­зом он начал в 1991 году. На тот момент трудился на предприятии инженером, купил автомобиль и поначалу таксовать попробовал в качестве подработки — в свое свободное время по вечерам, выходным. Но вскоре понял, что за один день работы таксистом можно получить месячную зарплату инженера. 

Оставил работу, зарегистрировался ИП. Первое время было выгодно, налог отбивался за одну смену, однако вскоре ­отчисления выросли, появилась обязанность ежедневно проходить медицинское освидетельствование и осмотр автомобиля. Не желая заморачиваться, предпринимательство он закрыл, стал работать, что называется, на свой страх и риск. Особенно много клиентов было по пятницам и субботам, а также в вечернее и ночное время. Очень удобно было подбирать пассажиров около питейных заведений. Пробовал Геннадий сотрудничать со службами такси — диспетчерскими, но и это счел невыгодным — приходилось делиться с каждого заказа. 

В 2008 году он бросил серое таксование и опять пошел на производство.

Фото  pexels.com

Клиентов уводят на дом

Конечно, жизнь работника-нелегала сложно назвать безоблачной. Постоянно приходится опасаться, что клиенты обманут, не рассчитаются, и никуда в этом случае не пожалуешься. Всегда есть опасность попасть в поле зрения проверяющих. А в последнее время многие нелегалы еще оказались и в базе не занятых в экономике трудоспособных граждан. 

Эксперты отмечают, что сейчас некоторые спешно пытаются устроиться вахтером, охранником, то есть подыскивают работу, где остается много свободного времени, чтобы заниматься делом, не платя налоги. Кто-то пробует найти лазейку через оформление пособия по уходу за инвалидом I группы либо престарелым. Правда, чтобы получать такое пособие, человек не должен иметь никаких других доходов, в том числе пенсии или пособия по безработице. Конечно, свою незаконную подработку такие люди тщательно скрывают. Но вычислить их, подчеркивают специалисты, дело времени. 

Кстати, есть и те, кто обзаводится клиентурой для левой деятельности у своих официальных нанимателей. Чаще всего этим грешат швеи, закройщики, парикмахеры — предлагают клиентам приходить домой: мол, дешевле будет. Понятно, что руководители фирм такую недобропорядочную конкуренцию со стороны своих же сотрудников пытаются пресекать на корню всеми имеющимися для этого законными способами. 

Часть горожан, сдающих внаем гаражи, квартиры и комнаты, также порой не заключает договоров. Что удивительно, чаще всего таких арендодателей наказывают сами съемщики квадратных метров: нерегулярно рассчитываются, неаккуратно используют помещение, портят вещи. А в суд не пойдешь — нет договора. 

Есть и откровенно серый бизнес. До пандемии некоторые жители приграничных районов зарабатывали на провозе за кордон бензина и солярки, купленных на наших АЗС. Причем дело это одно время было очень прибыльным: «бензовозы» умудрялись строить такие хоромы, что легальным коммерсантам и не снилось. 

Связь между налогами и пенсией

Проректор по научной работе Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, доктор экономических наук, профессор Наталья Маковская отмечает, что нелегальная занятость у нас постоянно уменьшается:

— Сегодня мало кто соглашается работать за зарплату в конверте, а те, кто оказывает услуги самостоятельно, стараются все-таки узаконить свою деятельность. Правда, сейчас характерна е-занятость: работа или подработка в интернете. Но ее сложно назвать полностью незаконной: те, кто занят в виртуальном пространстве, даже если не зарегистрированы в качестве предпринимателей, как правило, платят налоги. 

— И все же, как бороться с теневым рынком труда? 

— Нужно учитывать, что это явление характерно для всех стран и победить его полностью пока никому не удалось. Для некоторых людей работать нелегально — это, если можно так сказать, стиль, философия жизни. И это особая сфера со своими тарифами, ставками на услуги. Подрабатывающие там уверены, что всегда будут востребованы и всегда сумеют обеспечить себе достаток. А их наниматели, в свою очередь, прекрасно знают точки, где можно найти таких спецов — в определенном месте города или по объявлениям в интернете. Обычно неофициальные отношения распространены между двумя субъектами хозяйствования — физическими лицами. Вопреки устоявшемуся мнению, что нелегалов сложно выявить, сделать это достаточно просто — такие методы применяются во всем мире. К примеру, дети ходят в школу, в графе «место работы родителей» указано — безработные. Между тем ребята посещают платные престижные кружки, бассейны, из этого следует, что в семье есть определенный доход. Другое дело, что очень непросто заставить таких людей добросовестно платить налоги, хотя работа в этом направлении в нашей стране ведется. К примеру, незанятым трудоспособным гражданам предложат оплачивать коммунальные услуги по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат. Но даже эта мера на сто процентов проблему с нежеланием выходить из тени вряд ли решит. В то же время государство должно знать точные объемы серой занятости и не допускать в этой сфере развития маргинальных процессов. 

— Когда трудиться незаконно станет максимально невыгодно?

— В основном наши официально неработающие — это люди, которые все же имеют доходы. Кто-то сдает недвижимость в аренду, кто-то от случая к случаю оказывает услуги знакомым на возмездной основе. Нужно и дальше создавать условия, при которых легализация доходов будет все более эффективной. Тогда граждане станут делать все необходимые отчисления, а по достижении определенного возраста получат пенсию. И это хороший стимул. Показателен зарубежный опыт, где пенсии выплачиваются из нескольких источников: обязательная государственная, постоянная внутрикорпоративная от предприятия, где человек работал, и, конечно, пенсионные фонды, куда работник сам делает отчисления. Поэтому влиять на трудоустройство безработных можно и через создание пенсионного дохода.

Наниматели заглядывают нечасто 

Борьба с нелегалами идет по всем фронтам. О теневиках сообщают в контролирующие структуры их легальные коллеги и клиенты. Предприниматели, занимающиеся оказанием услуг, указывают в рекламе, что работают только с договорами и гарантией в противовес своим «серым» собратьям. 

С развитием интернета людей, предлагающих свои услуги возле центра занятости в Могилеве, становится все меньше. Теперь они появляются там от случая к случаю — мне, например, за последнее время удалось увидеть двоих лишь однажды. Представились Василием и Алексеем, квалификации оба не имели. Брались за погрузочно-разгрузочные работы, небольшую помощь по дому. Говорили, что приходят сюда часто, но нанимателей тут уже негусто. 

Кстати

По оценкам специалистов, чаще всего нелегально трудятся в нашей стране, да и за границей, строители, отделочники, хаус-мастера в дачных и коттеджных поселках, парикмахеры и другие специалисты по красоте и уходу, репетиторы, няни, портные, грузчики. 

Когда рынок становится белым?

Александр Лазарев, предприниматель:

— Разумеется, каждый сознательный человек должен платить налоги, участвовать в финансировании экономики. Возможно, некоторые просто не понимают, куда идут их деньги. Не исключено, что кто-то из теневиков даже не знает, что многие услуги сегодня можно официально оказывать без регистрации ИП. Они опасаются, что, узаконив свою деятельность, столкнутся со многими дополнительными сложностями: отчетами, учетами. Разъяснительная работа сейчас проводится, и немалая, но, возможно, ее все же недостаточно. Нужно повышать общую экономическую грамотность населения, снимать побольше убедительных роликов с наглядными примерами. Также должны ощущать ответственность и те, кто пользуется услугами работников-нелегалов. Сократится спрос — станет меньше и предложений. 

Ирина Барановская, психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы:

— Законопослушность — это социальное качество. Его формирование начинается с детского возраста — в семье, школе, очень важен положительный пример родителей. Но, к сожалению, есть случаи, когда мамы и папы, напротив, учат, что платить государству не обязательно, оно и так богатое. При этом, как ни странно, именно люди, стремящиеся уйти от налогов, чаще всего возмущаются величиной наших пособий — по инвалидности, безработице. Однако бюджет не резиновый — где государству взять деньги, если каждый будет заботиться лишь о собственном благополучии? Поэтому, даже не имея хорошего примера в детстве, взрослый сформировавшийся человек свое поведение может скорректировать. От налогов зависит качество нашей жизни, помощь незащищенным слоям населения. Те, кто этого не понимает, должны бояться, знать, что за нарушением закона обязательно последует наказание. 

Александр Федоров, автослесарь:

— Несколько лет шабашил авторемонтом в гараже. Во-первых, всегда была опасность нарваться на проверяющих. К тому же соседи стали косо смотреть: то электричество пропало у них из-за меня, то подъехать к своему боксу они не могут из-за машин моих клиентов. А все завершилось тем, что на меня двое автомобилистов подали в суд: в иске указали, что я плохо сделал работу. Что я мог в суде сказать? Теперь узаконил свою деятельность, зарегистрировался в качестве ИП. Законная работа — сама по себе уже страховка. Делаю отчисления в Фонд социальной защиты населения. Нужно и о пенсии думать. 

Базовый подход

В этом месяце пересмотрят список трудоспособного населения, не занятого в экономике, — он обновляется ежеквартально. Если человек, попавший в базу, имеет в собственности жилье, то с 1 мая он будет платить по полным тарифам за газ и отопление. А сейчас по полному тарифу такие граждане уже оплачивают горячую воду.

Чтобы не оказаться в этом списке или быть исключенными из него, нужно до 21 апреля обратиться в местную комиссию по координации работы по содействию занятости населения и документально подтвердить свое трудоустройство. 

В тему

Ответственность за занятие незарегистрированной предпринимательской деятельностью установлена частью 2 статьи 13.3 Кодекса об административных правонарушениях. Она влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации. Кроме того, при выявлении повторных фактов осуществления физическими лицами незарегистрированной деятельности либо деятельности без уплаты налогов физическим лицам в соответствии с требованиями Налогового кодекса предъявляется к уплате единый налог с применением коэффициента 5 к существующей ставке. 

Например, оперативные подразделения налоговых органов Могилевской области за первый квартал 2021 года выявили 36 фактов занятия физическими лицами незарегистрированной предпринимательской деятельностью и 22 факта осуществления деятельности физическими лицами по заявительному принципу без уплаты единого налога. 

Источник: инспекция Министерства по налогам и сборам по Могилевской области 

А как у них

Россия. По оценкам Росстата, численность занятых в неформальном секторе экономики составляет около 15 млн человек, или 20 % от общего количества занятых.

Среди «неформалов» преобладают мужчины 20—35 и женщины 25—35 лет. На долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов приходится 32,7 % всех теневых работников, на втором месте — сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (16,8 %). Замыкает тройку лидеров строительство (11,7 %). 

Италия. В стране, к примеру, 60 % домработниц и сиделок, 22—23 сельхозрабочих, почти 18 % работников сферы ресторанного бизнеса трудятся «по-черному». Борьбой с нелегальным трудоустройством тут занимаются профильные учреждения, одним из которых является департамент по труду в местном органе власти. 

США. При выявлении незаконных мигрантов речь идет об их депортации из страны. К работодателям также предъявляются жесткие требования. Логика простая: если они наняли нелегалов — значит, совершили преступление. Высокий штраф — это минимальное наказание. Возможно, такому бизнесмену придется прекратить свою деятельность или оказаться в тюрьме.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter