Заново родившись

Почему в Беларуси многие виды отходов так и не становятся ресурсами?

Почему в Беларуси многие виды отходов так и не становятся ресурсами?

Думаю, не ошибусь в том, что любой выставочный форум — это наглядная демонстрация того, насколько развита представленная на нем отрасль. В этом смысле прошедшая недавно выставка «Рециклинг-2011» совсем не поражала воображение: всего-то около десятка стендов в павильоне, несколько мусорных контейнеров и образцов спецтехники перед входом. Основные посетители — группки студентов, изучающих предмет за пределами лекционных залов. Похоже, бизнес пока не рвется в эту сферу, хотя западный опыт давно показал: она может быть очень даже прибыльной.

Мусорный «ветер»

Для Беларуси, которая не может похвастаться богатством ресурсов, вторичное их использование — большой резерв для экономики. С таким посылом обратился к участникам круглого стола, прошедшего в рамках выставки, заместитель министра экономики Андрей Тур. Во время дискуссии шла речь о том, как создать правовые, организационные и экономические условия для современной системы обращения с отходами. Мировой опыт, в первую очередь европейский, вполне доступен и хорошо исследован. Известно, что первые законодательные акты, регулирующие эту сферу, появились в ЕС в середине 1970-х. В настоящий момент в странах объединенной Европы перерабатывается около 50 % упаковки. «В большинстве государств введен принцип ответственности производителей за управление отходами упаковки, — объяснил эксперт проекта ЕС «Управление отходами» Никола Дойчинов. — При этом в некоторых странах используются другие инструменты: например, налоги на продукцию, что характерно для скандинавских стран, или обязательная залоговая стоимость на упаковку для напитков, что типично для Германии». Для Беларуси может оказаться полезным опыт Болгарии, которая совместила принцип ответственности производителей с налоговым механизмом. Однако ставки фискальных сборов настолько высоки, что производителю товара в упаковке проще оплатить услуги по сбору и переработке. «Устанавливая высокие ставки, мы не преследовали цель пополнить бюджет. Эта мера применяется как стимул участвовать в процессе управления отходами», — пояснил Никола Дойчинов.

По какому пути идет Беларусь?

«По моим наблюдениям, не бывает так, чтобы одна страна полностью переняла опыт другой. Обращение с отходами — это своя философия, которая формируется под воздействием определенных факторов»,—считает директор СООО «Зеленая точка» Анатолий Яцук. Как можно, к примеру, копировать опыт Германии, если там население бросает в контейнеры для раздельного сбора только те отходы, для которых они предназначены? У нас же в таких баках только треть мусора идет в переработку, остальное приходится отделять и везти на свалки. Видимо, поэтому столь остро разворачиваются споры по целому ряду вопросов: вводить ли повышенные тарифы на вывоз коммунальных отходов для населения? Исправит ли ситуацию введение залогового механизма на упаковку? Надо ли строить мусороперерабатывающие заводы, если собирать сырье в нужном объеме мы пока не научились?

Да и в целом мнения по поводу того, насколько активно развивается в Беларуси эта сфера, у разных специалистов расходятся. Одни считают, что вторичная переработка вообще топчется на месте, другие указывают на серьезные достижения. Думается, что истина, как это чаще бывает, где-то посередине. Однако мало кто будет спорить, что резервы развития в этой области действительно велики. «Беларусь может стать самой лучшей площадкой по работе с отходами, — считает Анатолий Яцук. — У нас есть для этого все: наука, хозяйствующие субъекты, административный ресурс. Нужно создать мощную координирующую организацию, которая поднимет эту огромную индустрию».

Как рассказал начальник Управления обращения с отходами Минприроды Сергей Кузьменков, положительным моментом можно считать утверждение правительством в июне этого года Стратегии обращения с коммунальными отходами, разработанной Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Документом определено, к каким целям будет двигаться Беларусь на период до 2015 года. Например, в этом году должен быть разработан проект указа о внедрении принципа расширенной ответственности производителей и импортеров за упаковку, которая используется при выпуске товаров. Предусматривается создание производства по сортировке и переработке стекла. «Реализация положений стратегии позволит значительно увеличить объемы переработки, но надо двигаться дальше, разрабатывать планы, например, до 2025 года», — считает Сергей Кузьменков. По его мнению, высокого эффекта можно добиться, если использовать сжигаемые отходы для производства тепловой и электрической энергии. Еще одно направление — выработка биогаза на основе органических веществ, попадающих в отходы, который также идет на сжигание. Этот опыт, кстати, уже освоил Брестский мусороперерабатывающий завод.

От контейнера — к производству

По данным Минприроды, если в 2003 году только 3,8 % горожан могли выбросить коммунальные отходы в контейнер для раздельного сбора, то в 2010 году — уже 79,3 %. Всего в стране установлено более 40 тысяч специальных мусорных баков. Насколько ответственно относятся к раздельному сбору отходов рядовые граждане — отдельная и очень непростая тема.Видимо, пройдет не одно десятилетие, пока в общественном сознании сформируется устойчивый стереотип поведения, направленный на бережное обращение с вторичными ресурсами. А сегодня даже под те мощности, которые уже существуют в Беларуси, зачастую не хватает сырья. Например, на двух крупнейших предприятиях, перерабатывающих ПЭТ-бутылку, объемы потребляемого сырья составляют около 500 тыс. тонн в месяц. Для загрузки мощностей приходится импортировать бутылку из России, пояснил представитель СООО «Завод по переработке вторичных ресурсов» Юрий Пугач.

По мнению Анатолия Яцука, в Беларуси надо смелее внедрять практику залоговой стоимости. «Если вы знаете, что пластиковая бутылка будет стоить 300 рублей, то в лесу ее уже не бросите, а принесете и сдадите. То же самое, например, и с батарейками, которые входят в группу особо опасных отходов», — поясняет специалист. В этом случае, по его оценкам, объем коммунальных отходов за счет изъятия из них бутылок и банок уменьшится на две трети. Как показывает зарубежный опыт, если само население занимается сортировкой отходов, то получаются более качественные ресурсы. Кроме того, значительно снижаются расходы на логистику, сортировку и прочие процессы, благодаря которым отходы получают шанс на «второе рождение». Тогда, видимо, и тарифы для населения на вывоз и обезвреживание ТБО повышать не потребуется.

Как показала дискуссия, многие шаги по регулированию сферы управления отходами в Беларуси неизменно вызывают споры и становятся поводом для взаимной критики. Хорошо уже то, что эта тема все-таки получает развитие. Правда, двигаться к цели стоило бы несколько активнее. Ведь пока мы думаем, количество мусора на полигонах только растет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter