В этом году из рапса будет получено около 190 тысяч тонн масла

Заниматься рапсом не просто выгодно, а очень выгодно

Урожай маслосемян будет самым  высоким за последние десять лет, но заветный миллион ускользает

ЗАДАЧА, как иной раз это бывает в аграрной сфере, оказалась непосильной. Это я о том, что заявленное еще пять лет назад намерение довести  к 2015 году производство маслосемян рапса до миллиона тонн так и не выполнено. Больше всего их, 729 тысяч тонн в амбарном весе, собрано в 2014 году,  в прошлом только 260 тысяч. В этом, правда,  уже намолочено свыше 600 тысяч тонн. Сколько из него можно получить масла, для чего и где оно  используется,  как  переработчики стимулируют сельхозпредприятия? Об этом беседа с главным специалистом масложировой отрасли «Белгоспищепрома» Зоей ЛЯВЕР.


– ПОТРЕБЛЕНИЕ растительного масла у нас около 230—240 тысяч тонн в год, в том числе на пищевые цели — примерно 170—180 тысяч тонн. Исходя из научно обоснованных норм в структуре общего его потребления, рапсовое может составлять до 60 процентов. Его применяют при производстве майонеза, маргарина, в хлебопекарной промышленности, — вводит в курс дела  Зоя Николаевна. — Используют и для производства мыла, биодизельного топлива. Это предмет заботы почти 50 маслодобывающих организаций различных видов собственности. Они специализируются на переработке семян масличных культур либо в своем составе имеют соответствующие подразделения. Их мощности позволяют полностью удовлетворить потребность страны.

— Зоя Николаевна, как прошлогодний недобор маслосемян сказался на переработчиках, насколько были задействованы их производственные мощности?

— Не было госзаказа на поставку маслосемян. Переработчики работали с сельхозпредприятиями на договорных условиях, то есть цены на них были  свободные. Возможно, таким образом пытались заинтересовать хозяйства в объемах поставок. Мощности предприятий по переработке масличных, а это  свыше 1,3 миллиона тонн в год, в том числе в «Белгоспищепроме» — 253 тысячи,  были загружены примерно на 20 процентов. Приходилось работать на завозном сырье.

Одна из важнейших задач производителей сельхозпродукции — выполнение госзаказа. В 2015 году на маслосемена рапса он составлял 365 тысяч тонн. Госзаказ в этом году — 120 тысяч тонн.

— Да, но в 2015-м это было 365 тысяч тонн!

— Его доводили с учетом потребности в рапсовом масле предприятий системы хлебопродуктов. Теперь это  коммунальная собственность.  Это не означает, что они останутся без сырья. На договорной основе его поставят перерабатывающие предприятия, расположенные в областях. В этом году масла на внутреннем рынке хватит всем. Только предприятиям концерна поставлено свыше 70 тысяч тонн маслосемян.

— Получается, нет госзаказа — нет и рекомендуемых закупочных цен. Насколько они стимулируют производителей?

— Заниматься рапсом  не то что выгодно, а очень выгодно. Рекомендуемые закупочные цены на него по сравнению с 2015 годом увеличились примерно вдвое — с 378 до 670 рублей за тонну. В одном из гродненских сельхозпредприятий посчитали: чтобы иметь одинаковый доход от пшеницы и рапса при нынешней закупочной цене на него и урожайности 40—45 центнеров с гектара, пшеница должна давать не менее ста центнеров. Это практически невозможно. К тому же рапс очень хороший предшественник.

— На экстракционных заводах, а их в республике три, выход масла 42 процента. В среднем по республике — 38. Сколько его можно получить из урожая этого года?

— По нашим расчетам, около 190 тысяч тонн. В прошлом, например, с учетом завозного сырья имели 160 тысяч тонн. Разрабатываем график поставок масла перерабатывающим предприятиям для производства продуктов питания и биодизельного горючего. Общереспубликанская потребность около ста тысяч тонн.

Были годы, когда поставляли рапсовое масло на экспорт. Но в связи с дефицитом в последнее время за пределы республики практически не продавали.

— Переработчики выдают хозяйствам авансы для приобретения семян, удобрений, средств защиты растений. Какую помощь под урожай этого года оказали им предприятия масложировой отрасли?

— Производители от предприятий концерна получили свыше 21 миллиона рублей. Это примерно 30 процентов стоимости госзаказа. Витебский МЭЗ, например, в своей сырьевой зоне авансировал хозяйства посевным материалом, средствами защиты, уже  оказал помощь и под урожай рапса 2018 года. Его сырьевая зона самая большая в республике — более 70 тысяч гектаров.

— Зоя Николаевна, говорят, рапсовое масло сродни оливковому. Если это так, то почему его практически нет в продаже?

— Да, это  одно из наиболее полезных среди растительных масел,  практически не уступает оливковому, положительно влияет на обмен веществ, снижает содержание холестерина, предотвращает образование в сосудах тромбов. Только все это мало известно покупателям из-за дефицита рекламы. К сожалению, потребление рапсового масла не пропагандируется ни Минздравом, ни Национальной академией наук, ни самими производителями. Вкус его прекрасный, никакого запаха. Оно хорошо идет для салатов. В свое время, когда республика испытывала дефицит продуктов, к нам завозили растительное рапсовое масло Brolio. Шло оно на ура.

— Из рапса получают не только масло, но и компоненты для приготовления концентратов. Судя по валовому сбору, в этом году придется меньше закупать белкового сырья.

— По предварительным расчетам, из рапса можно получить около 290 тысяч тонн шротов для приготовления концентратов. Если бы в республике вырастили его миллион тонн, как когда-то планировали, то потребность сельского хозяйства в рапсовом шроте была бы закрыта полностью.

В ТЕМУ

По последним прогнозам аналитиков, мировой урожай рапса в 2017—2018 маркетинговых годах может составить около 63 миллионов тонн, примерно на 0,6 миллиона меньше, чем в предыдущем сезоне. Мировое производство культуры снижается четвертый сезон подряд. В Беларуси урожайность ожидается рекордной за последние 10 лет.

zybulko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter