Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Заниматься наукой должно быть престижно»

Кульминацией Года науки стал II съезд ученых Беларуси. Перед делегатами (а это более 2000 ученых, от академиков до аспирантов) во время пленарного заседания выступил Александр Лукашенко. О чем говорил Президент?


О прикладном характере науки

– В современном мире наука – важнейший фактор прогресса. Мы это хорошо понимаем, именно поэтому постоянно уделяем внимание динамичному развитию данной сферы. Десять лет назад на I съезде ученых представители научного сообщества страны впервые собрались вместе, чтобы обсудить состояние, насущные проблемы отечественной науки, наметить пути развития. Уже тогда магистральным направлением мы определили ее прикладной характер. На это были нацелены как академические, отраслевые, так и вузовские научные структуры.

О финансировании исследований

– В перспективе, планируем, мы будем постепенно увеличивать ассигнования. Но есть и другая сторона вопроса – эффективность использова-
ния капиталовложений, отдача от затрат на науку. От всех организаций и отраслей мы требуем главного – результата. Не будет результата – не будет денег. Наука от выполнения этого требования не должна быть в стороне. Мы не настолько богаты, чтобы тратить ресурсы на бесплодную деятельность. Как говорится, пустоцветы никому не нужны. Кстати, эта фраза родилась в научной среде еще в советские времена.

О единстве образования, науки и производства

– Правительству, парламенту совместно с научным сообществом необходимо обеспечить единство образования, науки и производства. Если не будет потребности в инновациях со стороны промышленного сектора, то не будет спроса на новые научные разработки и высококвалифицированные кадры.

О строительстве БелАЭС

– Много копьев сломано уже в этом вопросе, много разговоров, они продолжаются, возможно, еще будут появляться. Но скажу прямо нашим соседям, прежде всего Литве, которые так переживают за строительство нашей станции: безопасность – это наша забота. Мы прежде всего заинтересованы в безопасной станции. В мире существуют сотни таких блоков, мы построим свои два. Вмес­то того чтобы вести разговоры о прекращении, закрытии строительства, я предлагал своим соседям – давайте вместе подумаем, как ее эксплуатировать, как обеспечить электроэнергией не только Беларусь, а и наших соседей.


О продовольственной безопасности

– Мы стали не только самодостаточной в этом отношении, но и экспортно ориентированной страной. За десять лет производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 30 процентов. Это достигнуто благодаря существенному обновлению материально-технической базы, переходу на современные технологии производства и применению новейших научно-технических разработок.

– Вы, ученые, без преувеличения, представляете собой интеллектуальный цвет нации. И когда вам покоряются новые вершины, я как Глава государства искренне радуюсь этому. Нам есть чем гордиться. В Беларуси работают ученые с мировыми именами. Ваш талант, неиссякаемая энергия, опыт и знания служат на благо белорусского народа и нашего молодого суверенного государства.

О выборе академиков

– Мало внимания уделяется как формированию актуальной тематики диссертаций, так и внедрению научных разработок в практику. Да и подходы к выборам академиков и член-корреспондентов необходимо сделать более прозрачными и объективными. Эти почетные звания должны получать действительно авторитетные ученые, имеющие не только весомые достижения, но и признанные научные школы, собственных учеников.

О зарплатах

– Правительство представило мне на рассмотрение проект указа, в котором предлагаются новые подходы по обеспечению роста заработной платы работникам научных организаций. Наше общество должно понимать ценность знаний. По сути, все сказанное можно свести к одной простой формуле – заниматься наукой должно быть престижно.

О проблеме утечки мозгов

– Не менее острой является проблема утечки мозгов. Ее реальный масштаб оценить трудно, поскольку происходит не только внешняя, но и внутренняя интеллектуальная миграция. Многие молодые люди, оставаясь в нашей стране, меняют научную деятельность на более высокооплачиваемую работу в сфере бизнеса. Нам необходимо создать для молодого поколения самые благоприятные условия для творчества, поддержать молодежные начинания.

О связи школ и вузов

– Зачастую в учреждениях высшего образования не знают, сколько одаренных выпускников школ стали их студентами. Цепочка между школой и вузом прерывается. Чтобы вчерашние школьники стали студентами, участвующими в научных исследованиях, а в будущем – аспирантами и молодыми учеными, преподаватели должны уделять внимание буквально каждому из них. И это совсем не трудно.

Об учебных программах

– Я уже не говорю о том, что вузовская наука, преподавание вообще катастрофически отстали от развития нашего производства и его модернизации. И многие преподаватели, приходя на производство, видят, что то, что они преподают, – вчерашний день. Поэтому придумали термин – практико-ориентированное образование. Я намекаю на то (в школах мы заканчиваем уже этот процесс), что надо начинать и в вузах перестраивать, переделывать, перекраивать программы. Надо ориентировать образование на завтрашний день.

О детском научно-технологическом парке

– Если нужно создать какой-то детский научно-технологический парк, организованный с участием ведущих вузов страны, давайте его создадим. Может, не парк, а кучу таких парков при вузах, которые это захотят. Поручаю Министерству образования совместно с Академией наук, облисполкомами и Минским горисполкомом решить этот вопрос до 1 сентября 2018 года.

Кстати

Стипендии Президента назначены ста молодым ученым. В их числе – семь докторов наук, 58 кандидатов и 35 ученых без степени. Все они работают в разных областях науки: физико-математической, технической, медицинской, аграрной, гуманитарной. Их достижения уже активно используют наши предприятия и организации.

Подготовил отдел новостей «ЗН», фото БелТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter