Международная политика ежедневно подбрасывает нам занимательные задачки. Надо лишь не лениться их решать

Занимательная политология

На выходных хорошо решать задачки для ума: ребусы, арифмоиды и логические шарады. Джон Хербст, бывший посол США в Украине, комментируя предстоящие празднования 75‑летия Великой Победы, задал головоломку: «Российское руководство, как и их советские предшественники, опирается на победу во Второй мировой войне, потому что только она хоть как‑то оправдывает их существование в нынешнем виде». Из чего немедленно следует, что существование России, вообще говоря, неоправданно. Лишняя она, если смотреть на мир демократически правильно.

Немного подождать — и узнаем, какие еще страны, с точки зрения американского карьерного дипломата, имеют слишком много ресурсов, занимают несоразмерную или не ту территорию, пользуются явным избытком населения. Или просто американцу не нравятся, так тоже бывает.

Но есть и еще один вывод. И его, оказывается, не каждый может найти.

Именно наша Победа в Великой Отечественной войне сделала возможным «существование в нынешнем виде» таких государств, как Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Молдова. А также наличие на карте мира Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании и Люксембурга с Австрией «в их нынешнем виде».

Не говоря уж о том, что Победа спасла народы Беларуси, Израиля, России и Украины (как минимум) от полного уничтожения. Ну, или превращения в рабочий скот, что, в общем, одно и то же. Уничтожения гитлеровской Германией, в экономику которой огромные средства вложили американские промышленники и финансисты. Так получилось.

Однако грандиозность такой неожиданной картины мира смекалка бывшего генерального консула США в Иерусалиме не потянула.

В это же время на саммите Евросоюза президент Литвы Гитанас Науседа не слишком решительно, но все же попросил денег: «Мы потеряли около 10 процентов своего населения за последние десять лет. Эти люди уехали в Великобританию, Германию, другие страны ЕС, способствовали росту их экономики. Это значит, что у нас, скорее всего, есть право просить компенсации».

И предполагаемые 180 миллионов евро соседа не слишком устраивают: «То, что было предложено, — не та сумма, на которую мы бы ориентировались».

Здесь шарада посложнее. Представьте: условная метрополия предлагает условной окраине объединиться в мощный экономический (и политический, это безусловно) союз. При этом в метрополии уровень жизни — сто, а на окраине — десять.

Для чего объединиться? Конечно же, чтобы народы мира жили в довольстве и сытости. Чтобы средний уровень жизни стал пятьдесят пять и на окраине, и в самом центре. Ведь капитализм — «самая моральная и социально ориентированная система». По крайней мере, так, заикаясь от умиления, полагают некоторые отечественные светила экономики, рассуждая о том, как бы им обустроить Беларусь. Если дадут.

Отнюдь не для создания одностороннего потока рабочей силы, приобретенных (и оплаченных тем государством) компетенций и имеющегося (благодаря тому государству) интеллектуального потенциала. За что, в конце концов, можно немного и заплатить. Лет примерно через тридцать. Хотя вопросы типа «есть ли право просить» и «сумма, на которую бы ориентировались» требуют всестороннего обсуждения с выработкой консенсусного решения в рамках объединенного союза и его исторических традиций.

Теперь запишите задачку на следующий уик‑энд: с карандашом в руках посчитайте, на сколько лет такое обсуждение можно затянуть.

Ответы присылайте в редакцию нашей газеты. И вообще, читайте «СБ. Беларусь сегодня»: очень много пищи для пытливого ума. А это и полезно, и занимательно.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter