В поисках утраченного. Вокзалы и поезда железных дорог Беларуси на рубеже XIX – XX столетий

Занимаем места согласно купленным билетам

Звучит чуть ли не как в сказке о Золушке, где, помните: когда часы пробьют ровно 12, прекрасное платье превратится в старые лохмотья, карета — в тыкву, кучер — в крысу, лошади — в мышей… Короче, все, приехали. Вот и здесь: «Срок действия билета начинается с полуночи, следующей за временем взятия его, и оканчивается в полночь последнего дня. Если срок билета окончится по вине пассажира до прибытия к месту, то он обязан взять новый билет от первой же станции, где окончился срок». Да, похоже. Но не сказка! 

Минск. Перрон Виленского вокзала (Либаво-Роменской железной дороги) (нач. ХХ в.).

Оно и понятно: ведь мы процитировали один из параграфов «Извлечения из общих правил пассажирского тарифа» железных дорог Российской империи 1903 года. 

Хотя по части «приехали» ситуации в чем-то аналогичные. Может, поэтому рекомендации феи и требования правил пользования железными дорогами, случается, иногда совпадают: внимательно следите за временем и билетами, если они у вас есть. И читайте эти самые правила.

Минск. Вокзал Московско-Брестской железной дороги (нач. ХХ в.).

Извлечение из общих правил пассажирского тарифа 1903 года:

— Плата по общему пассажирскому тарифу взимается с расчетом за действительное общее непрерывное по указанному в билете направлению протяжение.

— Каждый пассажир имеет право на провоз бесплатно одного ребенка до пяти лет, если ребенок не занимает особого места; за провоз же остальных детей взимается плата. Плата за детей 5 — 10 лет взимается в размере четверти платы соответственного класса, установленной для взрослого пассажира. За провоз детей свыше 10 лет плата взимается как за взрослого.

— Если пассажир по каким-либо причинам не отправится со станции с тем поездом, на который выдан билет, то должен заявить начальнику станции, который налагает на билет штемпель: «остановка, станция NN». Затем при отправлении билет этот вновь предъявляется в кассу для отметки времени и номера поезда. Билеты эти без упомянутых отметок считаются недействительными.

— Выдаваемые пассажирам билеты сохраняют свою силу в зависимости от расстояния всего проезда, причем для расстояний от 1 до 200 верст полагаются сутки. От 201 до 500 верст — двое суток; от 501 до 800 — трое суток; от 801 до 1100 верст — четверо суток и т.д. Надо учитывать, что расстояния в 25 верст и менее не считаются и увеличения срока билета за собою не влекут.

— В течение срока действительности билета пассажир имеет право прерывать свой проезд на любой станции, где поезд останавливается, заявляя об этом тотчас же начальнику станции для наложения штемпеля на билет, а также и при отъезде со станции для дальнейшего следования.

— Каждый пассажирский билет дает право на бесплатный провоз одного пуда багажа, а детский билет — 20 фунтов багажа.

Барановичи. Вокзал Полесских железных дорог (нач. ХХ в.).

Итак, билеты куплены, времени достаточно. На чем поедем, тоже определились — на поезде, конечно: самый передовой вид транспорта для дальних расстояний в конце XIX — начале XX века. Что касалось стоимости проезда, тарифы существенно различались в зависимости от класса вагона. Например, доехать из Вильны в Брест-Литовск или Пинск в 1-м классе можно было за 10 рублей 50 копеек, во 2-м — 6,30, в 3-м — 4,20. В Минск — соответственно 6,28; 3,77; 2,51. В Витебск — 11,50; 6,90; 4,60. 

Однако куда все-таки отправимся? 

Выбор направлений широк.

Железные дороги, проходившие по территории Беларуси на рубеже XIX — XX веков:

Двинско-Витебская;

Либаво-Роменская;

Московско-Брестская;

Орловско-Витебская;

Полесские ж.д., включавшие линии Ровно-Виленскую, Барановичи-Брестскую, Брянско-Брестскую;

Петербургско-Варшавская;

Юго-Западная.

Брест. Прибытие курьерского поезда из Варшавы (нач. ХХ в.).

Можно по Либаво-Роменской железной дороге. Она проходила через Минск и Бобруйск (где пересекала Березину), в Могилевской губернии — через Жлобин и Гомель. В Жлобине была возможность пересесть на поезд, следующий в Витебск, и по пути полюбоваться на широкие воды Днепра. Кстати, обратите внимание на представленную сегодня в нашем очень интересном «открыточном пуле» фотографию живописного железнодорожного моста через совсем небольшую речку Дубровинку в Могилеве. Однако продолжим. В Витебск нам не надо? На пару дней остановимся в Минске? Отлично! Здесь и Либаво-Роменский вокзал есть. Надо сказать, в те времена каждая солидная железная дорога считала приличным иметь собственный вокзал.
Либаво-Роменская железная дорога соединяла балтийские порты (Либава — теперь Лиепая) с левобережной Украиной. Движение от Вилейки до Гомеля открылось в конце 1873 года. На юго-запад от станции Осиповичи на 40 верст проходила небольшая лесная ветка до Старых Дорог.
В Минске Либаво-Роменская железная дорога пересекалась с еще одним весьма важным направлением — Московско-Брестским. По Московско-Брестской железной дороге поезжай хоть в Москву, хоть в Брест. А хочешь — выходи в Орше. Или Борисове. Или Барановичах. Или Городее. Или Жабинке. Кому куда нужно. 

Полоцк. Вокзал Риго-Орловской железной дороги (нач. ХХ в.).

Строевой и поделочный лес, дрова составляли главный груз этой дороги. «В последнее десятилетие, особенно со времени заключения торгового трактата с Германией (1893 год), транзитное движение пассажиров и ценных грузов возросло: по этой дороге из Германии и Австрии идут в Москву различные ткани, пряжа, металлические изделия и прочие товары. Стратегическое значение описываемой дороги также значительно: это ближайший путь из Средней России к среднему течению Вислы, где имеются укрепленные пункты, совпадающий со знаменитым путем Наполеона I в Москву», — писалось в издании 1905 года «Верхнее Поднепровье и Белоруссия». 

Но, если уж по-настоящему замахиваться на знакомство с европейскими достопримечательностями, лучше покупать билет на поезд Петербургско-Варшавской железной дороги, одной из старейших, что пролегали по территории Беларуси. Пока до Варшавы, остановку можно сделать в Гродно — тоже не пожалеешь. 

Могилев. Железнодорожный мост через реку Дубровинку (нач. ХХ в.).

Через древний Полоцк проходили Двинско-Витебская и Риго-Орловская железные дороги. Весьма интересны были Полесские железные дороги. Их Брестско-Гомельский путь пересекал Припятское Полесье почти посередине. «Полесские дороги местами идут через так называемые «зыбуны». Все участки построены в один путь, в отличие от Петербургско-Варшавской или Риго-Орловской дорог. При постройке имелись в виду стратегические соображения, и особых выгод не ожидалось от этих дорог. Между тем доходность их ныне достигла значительной высоты и имеет тенденции возрастать: чистый доход от прибыли в 1896 году превысил 5 миллионов рублей. Полесские железные дороги сооружены правительством и находятся в ведении казны», — читаем все в том же томе «Верхнее Поднепровье и Белоруссия».

Что касается грузооборота, «бойчее всех» в конце ­1890-х годов оказывалась Московско-Брестская линия — 145 млн пудов. Полесские железные дороги — 113 млн пудов, Либаво-Роменская — 88 млн пудов. Чаще всего отправлялся по железным дорогам хлеб — 58 млн пудов, затем лесные строительные материалы — 46 млн пудов и дрова — 38 млн пудов. Главным грузом «по прибытию» был хлеб с юго-востока империи — 77 млн пудов.

* * *

…Думаете, ваш поезд уже ушел? Скорее всего, вы пытаетесь сесть не на свой маршрут, проверьте билет.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter