Поклонники и телеканалы вспоминают в эти дни выдающегося артиста Андрея Миронова — 7 марта исполнится 80 лет со дня его рождения

«Замрите, ангелы, смотрите — я играю!»

Он родился за несколько месяцев до начала войны, чтобы спустя годы стать любимцем миллионов. Ему было отмерено всего 46 земных лет. Тем не менее в своих ролях и песнях артист обрел подлинное бессмертие. Легкость, кураж, врожденная интеллигентность стали его отличительным фирменным знаком. Благо и представители новых поколений имеют возможность сполна оценить талант Миронова — фильмы, записи спектаклей и концертных программ с участием выдающегося актера и сегодня приводят зрителей в восторг. Вот и 80-летие со дня рождения Андрея Александровича многие телеканалы не оставили без внимания. В частности, в эфире ОНТ в воскресенье, 7 марта, в 16:20 — документальный фильм «Скользить по краю», а в 17:15 — музыкальная программа «ДОстояние РЕспублики», в которой песни из репертуара Миронова исполнят известные артисты. А мы все дружно подпоем.

Появился на свет Андрей Миронов 7 марта, но его родители — знаменитые актеры Александр Менакер и Мария Миронова — в качестве даты рождения указали 8 марта. Они служили в Московском театре эстрады и миниатюр, с успехом выступали дуэтом «Миронова и Менакер» с юмористическими и музыкальными номерами. С детства их сын часто бывал в театре — родители брали его на свои выступления и оставляли за кулисами. В 1946 году 5-летний Андрей сам впервые появился на сцене. «В середине номера раздается дружный смех, которого мы в тот момент совершенно не ждали, — вспоминала Мария Миронова. — Поворачиваю голову и вижу стоящего посередине сцены Андрюшу с открытым ртом. Он так увлекся творчеством родителей, что захотел разглядеть их поближе и вышел на сцену».

В старших классах Андрей записался в театральную студию при Центральном детском театре. Однако родители не хотели, чтобы их сын стал актером. «Я таил от них свою пагубную страсть к театру: боялся их приговора, произнесенного с недосягаемой для меня профессиональной высоты. Мне надо было доказать им, себе, всему свету, что я что-то могу. Но сколько себя помню, мечтал о театре, дышал, был попросту одержим им», — признавался Андрей Миронов. В гости к его родителям часто приходили актеры и режиссеры. Сын пародировал их. Актер Зиновий Гердт писал: «Мальчик Андрюша, совершенно не стесняясь, изобразил всех гостей. Всех и меня самого. Было страшно похоже. И я понял — это будет актер».

Андрей Миронов окончил Щукинское училище, в 1961 году получил роль в драме Юлия Райзмана «А если это любовь?». После был фильм «Мой младший брат» по прозе Василия Аксенова. Однако эти ранние работы еще не могли высветить всего объема дарования Миронова. Следующие роли в комедиях «Три плюс два» и «Берегись автомобиля» показали, что в советском кино появляется тонкий комедийный актер.

Сразу после училища он попал в блистательную труппу театра сатиры, которым руководил Валентин Плучек. Сначала ему досталась небольшая роль в спектакле «24 часа в сутки». В 1963 году Миронов сыграл Присыпкина в «Клопе» по Маяковскому и финансиста Тушканчика в водевиле «Женский монастырь». В 1967-м состоялась премьера спектакля «Доходное место» по пьесе Александра Островского в постановке Марка Захарова, где Миронов играл Жадова. Спектакль со скандалом закрыли. Постепенно Андрею Александровичу стали давать главные роли — Дон Жуана в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в «Горе от ума»…

В 1969 году Миронов предстал в образе Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», который стал хитом московской сцены. А в 1973-м он попробовал себя в роли театрального режиссера. Вместе с Александром Ширвиндтом поставил пьесу Аркадия Арканова и Григория Горина «Маленькие комедии большого дома». В следующие несколько лет работал над спектаклями «Феномены», «Бешеные деньги», «Прощай, конферансье» и другими. Однако художественный руководитель театра Валентин Плучек к режиссерским опытам Миронова относился очень ревностно и не давал ему развиваться в этом направлении. Люди, знавшие артиста близко, считают, что в режиссуре он мог сделать гораздо больше.

«Блондинка за углом».

Ошеломляющий успех принесла Андрею Миронову кинокомедия «Бриллиантовая рука». Ее премьера состоялась в апреле 1969 года. Картина тут же стала лидером проката и вошла в пятерку самых популярных советских фильмов. «Бриллиантовую руку» посмотрели более 76 миллионов зрителей, а песни из нее вышли на отдельной пластинке.

В 1970-х Миронов снялся более чем в 20 фильмах. В 1971 году сыграл бывшего учителя фехтования по прозвищу Маркиз в картине Владимира Бычкова «Достояние республики». Здесь актер исполнил еще один хит — «Песенку о шпаге». В том же году Андрей Миронов снялся в комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». А в 1973-м режиссер пригласил его на одну из главных ролей (капитана милиции Васильева) в картину «Невероятные приключения итальянцев в России».

В 1976 году Миронов сыграл Остапа Бендера в экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Режиссер Марк Захаров вспоминал: «Мне сразу было понятно, что главные роли могут и должны исполнить два моих любимых артиста — Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Однако поначалу отношения у них не заладились. Папанов высказывал мне что-то в духе: «Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе!..»

«Фантазии Фарятьева».

Вместе со своей второй женой актрисой Ларисой Голубкиной в 1979 году Андрей Миронов снялся в картине «Трое в лодке, не считая собаки». В 1980-х ему тоже давали в основном комедийные роли («Будьте моим мужем», «Назначение»).

Андрей Александрович всеми силами хотел избавиться от амплуа несерьезного, комедийного опереточного актера. Пусть «Бриллиантовая рука», «Трое в лодке, не считая собаки», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и другие комедии были безумно популярны в народе, он жаждал иного материала. В 1983 году Миронов снялся в оригинальной сказке «Сказка странствий» Александра Митты. В ­1984-м в картине Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» сдержанно и на полутонах создал образ писателя Ханина. Эта роль стала одной из немногих драматических в фильмографии артиста. В «Фантазиях Фарятьева» Ильи Авербаха он предстал в роли неудачника, гибнущего в провинции от одиночества и непризнания.

«Мой друг Иван Лапшин».

Последними ролями Андрея Миронова в кино стал миссионер Джонни Фест в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» и французский шпион Санглие в приключенческой ленте «Следопыт».
Совсем недавно ушла из жизни актриса Екатерина Градова, знаменитая радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны», первая жена Андрея Миронова. Сам актер умер на гастролях в Риге 14 августа 1987 года на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», не доиграв последнюю сцену…
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter