Заморское счастье

Говорят, чтобы понять настоящее, следует почаще заглядывать в прошлое.
Говорят, чтобы понять настоящее, следует почаще заглядывать в прошлое. С современной философией успеха, не оставляющей времени на подобные экскурсы, этот постулат не слишком согласуется. И тем не менее оглянуться порой очень даже полезно: не так уж редко истоки жизненных коллизий именно там - в прошлом, в юности. Для моего поколения - в начале 1980-х.

...Хотя мы и дружили, она всегда смотрела на меня сверху вниз. Во-первых, потому что была старше на целых 6 лет и, подразумевалось, как минимум в 6 раз лучше разбиралась в жизни. Во-вторых, потому, что, в отличие от меня и большинства наших сокурсников, точно знала, чего от этой самой жизни хочет. Она была замужем, имела дочку и не скрывала, что в вуз поступила со скуки: надоело сидеть дома, убирать да кухарить. К тому же у супруга на службе появились неплохие перспективы, того и гляди, пойдет в гору, надо бы соответствовать...

Аня однозначно не собиралась работать по специальности. "Полное счастье, девочки, возможно только за границей!" - говорила она, мечтательно вздыхала и затягивалась сигареткой. Кажется, она родилась с этим убеждением и с неукротимым желанием претворить его в жизнь. Задача по тем временам, прямо скажем, не самая легкая.

И тем не менее через пару лет после окончания университета она позвонила и без предисловий объявила: "Все, как я хотела: мы уезжаем. За границу!" Потом, правда, выяснилось, что это не совсем то, о чем мечталось: у мужа работа по контракту в Африке, но лиха беда начало... "Ноги моей больше здесь не будет!" - в этом Аня не сомневалась. Я, честно говоря, тоже.

Редкие поначалу письма с цветными фото постепенно совсем иссякли. Обижаться было абсолютно бессмысленно. И вдруг звонок и чужой, усталый голос: "Ну что, не узнаешь? Аня. Вот... вернулась". "В отпуск?" - не поняла я. "Не знаю, как получится".

Вернулась Аня вдвоем с дочкой. Муж? Остался там. На каком-то приеме они познакомились с симпатичной француженкой. Патрисия увлекалась русской культурой, неплохо знала язык и быстро стала другом семьи. Аня уже мечтала о том, как поедет к ней в гости в Лион, оттуда в Париж, оттуда... Действительность оказалась банальнее: незадолго до окончания контракта выяснилось, что у мужа и Патрисии роман и они собираются пожениться. А Аня вместе с дочкой могут отправляться восвояси - папа на ребенка не претендует. В качестве отступного она получила некую - вполне приличную - сумму и два билета домой.

Другая бы на ее месте долго плакала над осколками разбитых иллюзий, только не Анна. Купила на отступные квартиру. Потратив несколько дней на то, чтобы рассказать знакомым, какой подлец ее бывший супруг, нашла работу. На личной жизни был поставлен большой жирный крест. К карьере тоже не стремилась, решив посвятить себя дочери. Вика к тому времени уже училась в школе. Педагогов особо не радовала. Ну разве что француженку, которая восхищалась ее произношением. "Да сдалась мне эта учеба! - говорила она, взмахивая длиннющими ресницами. - Зачем напрягаться? Главное, замуж удачно выйти". "И хорошо бы куда-нибудь за границу, а потом и самой к ней переехать, - подумала Аня. - Однако придется напрячься". План был готов. Задача-минимум - "поступить" Вику в институт, где практикуют студенческие стажировки за рубежом, задача-максимум - выдать ее "там" замуж.

Быстренько наняла дочке репетиторов по французскому и английскому, а ближе к выпускному классу убедила школьных учителей, что у Вики необыкновенные лингвистические способности, и уговорила не портить ей аттестат. Перед самой Викой была поставлена задача: поступить на переводческий, а дальше уж мама все устроит. Усилия не пропали даром: Вика стала студенткой. Мама "пошуршала" старыми связями, и через год дочка, проинструктированная насчет успешной "ловли" иностранных женихов, триумфально отбыла на учебу в Америку. "Ты не забывай только, зачем приехала!" - напутствовала ее Аня.

О событиях за океаном я узнавала в телеграфном стиле: "нашла жениха", "не американец, но с гражданством", "собираются пожениться". Наконец свершилось: Вика вышла замуж за американского ирландца, начинающего ученого. "Не самый лучший вариант, - сокрушалась Аня. - Но тут ведь главное зацепиться. Потом, может, еще кого найдет". Выждав некоторое время, она засобиралась в Америку - дочь навестить, с зятем познакомиться, ну и насчет "воссоединения" обстановку разведать. Попросила Вику выслать денег на билеты, а та в ответ: "Какие деньги, мам?! Те, что ты на свадьбу прислала, уже потратили, а лишних у нас нет". А чуть погодя Вика явилась домой собственной персоной. И, заливаясь слезами, заявила, что "туда" больше не поедет: муж с утра до ночи корпит над своей диссертацией, не обращая на нее никакого внимания, и злится из-за каждой вовремя не вымытой ею чашки из-под кофе. "Да ты с ума сошла! - у Ани аж дух перехватило. - Я столько трудов положила, чтобы все устроить, и что - из-за какой-то ерунды теперь все коту под хвост? Ну-у нет, дорогуша, так не пойдет".

Слово за слово, наговорили они друг другу кучу гадостей. А через неделю как-то враз повзрослевшая Вика собрала чемодан. На пороге обернулась: "Не волнуйся, мам, ноги моей здесь больше не будет. Но знаешь... и тебя в гости не жду".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter