Заморозка отошла?

Об отношениях между НАТО и Россией

В штаб–квартире НАТО недавно прошел спортивный турнир. «Золото» в соревнованиях по волейболу завоевали сотрудники российской миссии. Хотя на тот момент отношения между Североатлантическим альянсом и Россией официально считались замороженными после августовской войны. Но заморозка была не такой глубокой, как могло показаться.


Нельзя сказать, что Брюссель и Москва прервали всяческие контакты. С чего бы тогда россияне стали участвовать в натовском турнире? Количество российских офицеров в штабе верховного главнокомандования в бельгийском Монсе сократилось, но даже разработка планов военного взаимодействия не прекращалась.


Выглядело немного странно, что альянс и Россия объявили о разрыве отношений, но при этом российское руководство продолжало регулярно встречаться с коллегами из стран, входящих в блок. В эти выходные на греческом острове Корфу министры иностранных дел 28 государств НАТО и Сергей Лавров положили конец этой противоестественной ситуации и возобновили прямой политический диалог, за чем должно последовать возобновление военного сотрудничества.


Стороны гораздо больше нуждаются друг в друге, чем порой готовы признать.


Об этом иногда забывают, но Москва и Брюссель уже вышли на очень высокий уровень сотрудничества. В 2002 году был создан Совет Россия — НАТО — механизм для консультаций между двумя ведущими центрами силы в регионе от Атлантики до Тихого океана.


Пожалуй, ни с какой другой страной–партнером у альянса нет таких тесных отношений, как с Россией. Была создана подобная структура с Украиной. Но там речь идет скорее о постепенном включении этой страны в НАТО. По отношению к России у организации не стоит таких целей, но у Брюсселя с Москвой гораздо больше общих задач — начиная от борьбы с сомалийскими пиратами и заканчивая противодействием наркотрафику из Афганистана.


Эта азиатская страна, точнее, ее проблемы, и предоставили России и НАТО повод помириться.


Альянс сам приостановил работу Совета после того, как Россия, по его мнению, «применила несоразмерную военную силу в Грузии». Но вскоре к власти в США пришла демократическая администрация, Барак Обама назвал Афганистан приоритетом своего президентства, коммуникации с Кабулом через Иран по известным причинам для американцев невозможны, пакистанский маршрут становится все более опасным. В общем, выдержав для приличия паузу, НАТО отказалась от политики no business as usual («нет прежним отношениям») и предложила Москве начать все сначала.


Сделать вид, как будто никакой войны на Кавказе не было, конечно, не получится. Первое заседание Совета Россия — НАТО должно было состояться еще в мае, однако Москва отказалась направлять своих представителей из–за учений альянса в Грузии. Но это тоже была пауза для приличия. На Корфу стало ясно, как намерены дальше строить свои отношения Россия и западный блок.


Они по–разному видят статус Южной Осетии и Абхазии, но, как выразился официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, важно, чтобы расхождения во мнениях не нависали, подобно темной туче, над каждым аспектом двусторонних отношений.


В доказательство Брюссель практически не заметил начавшихся вчера масштабных учений российской армии на Северном Кавказе, в том числе на территории двух отколовшихся республик. В свою очередь, Россия намерена завершить маневры в тот день, когда в Москву со своим первым визитом прилетит Барак Обама. Сообщается, что в Москве может быть подписано первое соглашение о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России.


Корфу, где состоялось примирение с НАТО, известен как остров русской славы. За его взятие в 1799 году вице–адмирал Федор Ушаков стал адмиралом, а российский флот доказал, что французов можно побеждать, пусть даже у них были такие полководцы, как Наполеон.


Саммит на этом греческом острове выглядит как дипломатическая победа Москвы. Однако интерес Белого дома к Афганистану, с одной стороны, повышает значимость России, а с другой — создает ей новые проблемы в Средней Азии, которую в Москве видят своей зоной влияния. Показательна ситуация с американской военной базой «Манас». После того как Россия выделила кредит 2 миллиарда долларов, киргизские власти объявили о ее закрытии, но, как теперь оказывается, лишь немного изменили вывеску. Вашингтон вынужден был повысить плату, но за присутствие в важном регионе он готов платить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter