Замороженные

А к тому времени, когда пожарные наконец натолкнулись на безжизненное тело и вытащили его из воды, мальчик находился под водой 20 минут.
А к тому времени, когда пожарные наконец натолкнулись на безжизненное тело и вытащили его из воды, мальчик находился под водой 20 минут. Наступила клиническая смерть. Но жизнь вернулась к нему! Массаж сердца, искусственное дыхание и согревание в клинике восстановили функции организма. "Свершилось чудо!" - писали газеты.

Еще древние люди заметили, что отморожение конечностей сопровождается потерей чувствительности, а египтяне эффективно использовали холод для лечения травм и воспалений 2.500 лет назад. В 400 году до н. э. Гиппократ советовал применять лед и пакеты со снегом для обезболивания оперативного вмешательства, а также для некоторых заболеваний костей и суставов. С этой же целью использовал холод Авиценна. Позже, в 1812 году, французский военный врач Ларри во время отступления Наполеона из Москвы убедился в том, что ампутацию конечностей с применением льда и снега можно проводить безболезненно и без кровотечения.

Замораживание тканей в случаях тяжелых болезненных, преимущественно опухолевых, изменений получило название криохирургии. Первая известная экспериментальная работа в этом направлении была проведена в 1777 году Гунтером (Англия), который заметил, что после местного замораживания петушиных гребешков с закупоркой сосудов и омертвением тканей следовало отличное заживление. В 1898 году Дьюар (Англия) изобрел контейнер с вакуумной изоляцией для хранения жидкого воздуха и тем самым открыл путь для использования глубокого охлаждения с помощью сжиженных газов.

Врачи не удивляются, когда люди возвращаются к жизни после смерти, наступившей в результате охлаждения (гипотермии). Случается это чаще всего с детьми, когда охлаждение незначительной массы тела происходит быстро. Обычно понижение температуры тела на 10 градусов опасно для жизни: сердце сбивается с ритма и начинает "мерцать", нарушается кровообращение. Однако не исключено, что при резком охлаждении некоторые люди впадают в своего рода "зимнюю спячку": функции их организма не прекращаются, а очень сильно замедляются, как это происходит, например, с ежами, хомяками и летучими мышами - животными, которые проводят в спячке холодное время года. Во время зимней спячки сердце ежа совершает всего 2 - 3 удара в минуту. От одного вдоха до другого проходит 4 - 5 минут, а кровь охлаждается настолько, что ее температура оказывается лишь на несколько градусов выше точки замерзания. Обмен веществ сокращается всего до 3 процентов от его нормы.

А нельзя ли перенять тактику выживания, свойственную некоторым грызунам и насекомым? Ведь уже на протяжении ряда десятилетий проведение некоторых операций на сердце в условиях охлаждения организма пациента - обычная практика.

Маленькая Гаудана появилась на свет с отверстием в межжелудочной перегородке. Медики считали, что она сможет прожить максимум 20 - 30 лет. И вот годовалый ребенок лежит на операционном столе в клинике Боннского университета. Двенадцать врачей и ассистентов ведут борьбу за будущее крохотного существа. Сестра кладет на тело ребенка полиэтиленовые пакеты со льдом, и оно начинает медленно охлаждаться. Через полчаса измерительные приборы показывают, что температура тела составляет 32 градуса по Цельсию! Профессор Кирхгоф вскрывает грудную клетку, чтобы охладить кровь до 18 градусов Цельсия. Отключается искусственное кровообращение. Теперь находящееся в состоянии покоя, расслабленное и обескровленное сердце идеально подготовлено для производства "ремонта". Профессор Кирхгоф вскрывает сердце, кладет "заплату" - кусочек ткани, взятой из перикарда (околосердцевая сумка), на отверстие в межжелудочной перегородке и закрывает его.

...Звучит команда: "Включить аппарат!" Сердце начинает биться, возобновляется кровообращение. Подогреваемая аппаратом кровь отдает тепло телу. Постепенно его температура повышается. Гаудана возвращается к жизни. Сердце девочки не билось 20 минут, не было кровообращения, приборы не улавливали никаких биоэлектрических потенциалов головного мозга. Иными словами, Гаудана находилась в состоянии, которое медики официально квалифицируют как наступление смерти. Его обозначают термином "искусственная гибернация". И тем не менее при охлаждении организма человека в операционной не удается выяснить, как функционирует особый механизм управления этим состоянием.

Ежи, например, при понижении средней дневной температуры до 10 - 15 градусов Цельсия погружаются в зимнюю спячку. Но происходит это не вследствие охлаждения организма, а потому что переключается в другое положение "термостат" в их мозгу. У них наступает охлаждение тела - с 36 градусов до температуры, которая лишь незначительно выше окружающей. Таким образом организм настраивается на спячку и на экономное расходование энергии. Но даже во время самой глубокой спячки органы чувств и управляющие центры животного информируют его о том, что происходит во внешнем мире.

Исследуя кровь, ученые университета штата Кентукки обнаружили в ней белковое соединение, которое стали обозначать "ХИТ". То, что они сообщили, звучало сенсационно. Белки, которым был инъецирован ХИТ, регулярно погружались на некоторое время в спячку в разгар лета! То же самое происходило с хомяками и летучими мышами. Даже у человекообразных обезьян после инъекции проявлялись типичные признаки спячки. Они теряли аппетит, частота пульса падала вдвое, температура тела понижалась. Складывалось впечатление, что ХИТ воздействует на все реакции организма, настраивая его на спячку. Начали говорить о перспективах использования этого вещества в медицинской практике - от лечения ожирения до исцеления от рака и борьбы с инфекционными заболеваниями, ибо, как полагают, животные, впадающие в зимнюю спячку, обладают почти полным иммунитетом к действию возбудителей болезней. Однако на протяжении последнего времени о многообещающем "гормоне зимней спячки" почти ничего не слышно. Специалисты начали выражать сомнения в чудодейственности этого вещества. Так что уносящиеся в далекий космос в состоянии гибернации экипажи межзвездных кораблей пока так и останутся героями научно-фантастических романов.

Ничто не вечно под Луной. Но многие отказываются мириться с неизбежным - желание жить вечно или хотя бы продлить отпущенный тебе природой срок неистребимо. Некоторые надеются на будущие научные открытия. Состоятельные американцы велят заморозить себя после смерти в надежде оттаять тогда, когда врачи сумеют подарить им вторую жизнь. Желание богачей воспринято с превеликим удовольствием, и одна калифорнийская фирма обещает им желанную вторую жизнь. "Надо исходить из того, - говорит ее президент Арт Куайф, - что медицина и наука в дальнейшем будут добиваться успехов и что те болезни, от которых мы умираем, через несколько десятилетий или столетий будут поддаваться излечению. Следовательно, все дело в том, чтобы дождаться такого времени".

Несомненно, надо иметь особый склад ума, чтобы получить за деньги возможность продлить себе жизнь таким способом. И все же не следует отмахиваться от вопроса о "регенерации" этих покойников как от чистой утопии. Ибо не менее фантастическим кажется и то, что сегодня уже стало обычной практикой в использовании жидкого азота.

Доктор Роберт Розелиус летит в Пекин. Ему поручена доставка экспортируемых в Китай 20 голов крупного рогатого скота. Специалисту не надо беспокоиться ни о погрузке животных, ни о корме для них, нет нужды думать о прививках или карантине. В его дорожной сумке, свободно уместившейся под сиденьем, - зубная щетка, бритвенный прибор, чистая сорочка и... вверенные ему 20 голов. Замороженные, помещенные в изолированный сосуд с жидким азотом эмбрионы размером в одну десятую долю миллиметра великолепно перенесут это путешествие. Поразительно, что эти только что появившиеся на свет и состоящие всего из 32 клеток живые существа, дальнейшее развитие которых невозможно вне матки, превосходно себя чувствуют в экстремальных условиях. На месте назначения эмбрионы отогреваются и вводятся в матку коров. Через 9 месяцев они произведут на свет нормальных телят.

...Но человеческие яйцеклетки, как известно, также могут быть оплодотворены вне тела и имплантированы в матку женщины. Некоторые специалисты уже начали замораживать полученные искусственным путем человеческие эмбрионы "про запас" - на всякий случай. Во всем мире появились "криобанки", в которых с помощью жидкого азота хранятся не поддающиеся перечислению материалы: от раковых клеток и семян растений до эмбрионов мышей, кожной ткани и роговых оболочек глаз. Так в Германии фирма "Мессер-Грисхай" открыла коммерческий "криобанк", предлагая поместить в его подземные хранилища, защищенные от катастрофических бедствий и грабителей, все что душе угодно: особенно удачную композицию духов, защитные клетки крови или же торт со свадебного стола. Жидкий азот обеспечивает, кажется, безграничные возможности для консервации. Но чтобы заморозить живые существа, не причиняя им вреда, требуется не только эта прозрачная жидкость, кипящая при -196 градусах по Цельсию.

До 1948 года все попытки замораживания клеток кончались одним и тем же: после оттаивания клетки погибали. Происходило это вследствие образования льда, кристаллы которого разрушали клетку. В Англии случайно обнаружили, что при замораживании клеток может быть успешно использован глицерин. Он и сегодня является одним из средств, спасающих клетки от гибели, уменьшая образование кристалликов и ослабляя их действие. Но добавление глицерина или иных защитных средств еще не гарантирует сохранение биологических свойств клеток. Не менее важно обеспечить, чтобы тот или другой тип клеток замораживался с требуемой для него скоростью, чтобы выдерживался, так сказать, "индивидуальный график". Для эритроцитов он должен быть иным, чем для лейкоцитов. Так что простое погружение клеток в жидкий азот ничего не дает.

Еще большие трудности возникают при замораживании целых органов, в которых кристаллы льда грозят нарушить связь между клетками или разорвать кровеносные сосуды. Так, подобная консервация донорских почек - а они могли бы помочь многим пациентам - до сих пор остается нерешенной проблемой. В этой связи представляется совершенно невозможным замораживание тела целиком, если даже заменить в нем кровь глицерином: слишком велико многообразие клеток и органов, а ведь для каждой клетки и каждого органа требуется своя, строго определенная скорость замерзания. Так что покойники, находящиеся на попечении калифорнийской фирмы, по всей вероятности, так и останутся покойниками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter