Замороженное сердце

"Стынет кровь", "по коже пробегает мороз", "сердцу холодно, словно заиндевело" - если бы не наркоз, подобные ощущения во время операции могли бы переживать пациенты, страдающие тяжелым пороком сердца - аневризмой аорты.
"Стынет кровь", "по коже пробегает мороз", "сердцу холодно, словно заиндевело" - если бы не наркоз, подобные ощущения во время операции могли бы переживать пациенты, страдающие тяжелым пороком сердца - аневризмой аорты. Но они этого даже не замечают, погрузившись в медикаментозный сон.

Еще 2 года назад медицина была бессильна помочь таким больным. Люди с подобным диагнозом были обречены на медленное угасание. Но пациентов, по сути, спас... обыкновенный холод. Впрочем, не обыкновенный, а исцеляющий. Ведь благодаря ему прооперированные больные быстро поправляются. Вторую жизнь им подарил известный белорусский кардиохирург, заместитель директора Центра сосудистой хирургии сердца, профессор Юрий Островский, за годы своей практики сделавший свыше 3 тысяч операций на сердце.

- Использование холода в медицине - не новость, - говорит Юрий Петрович. - В кардиохирургии его одним из первых применил российский академик Мешалкин, еще в годы Советского Союза работавший в центре имени Н.Бакулева. Тогда маленьких и взрослых пациентов во время операции охлаждали едва ли не дедовским способом, обкладывая кусками обыкновенного льда. А когда температура тела больного понижалась до 28 градусов, хирурги приступали к коррекции сердца.

Правда, специалисты были жестко ограничены во времени: на все манипуляции у них было всего 20 - 30 минут. И если за такой короткий срок хирурги не успевали завершить операцию, мозг пациента страдал, больной терял сознание и вскоре умирал...

Подобные хирургические вмешательства, правда, с применением других технологий делались и в клиниках США. Поэтому белорусские специалисты лишь воспользовались мировым опытом, привнеся в технологию операций свои новшества.

Как считает профессор Ю.Островский, теперь такие операции перестанут быть уникальными. Ведь уже 20 пациентов живут и здравствуют после них. У этих людей была поражена аорта - основной сосуд, который выходит из сердца и разносит кровь по всему организму. Иногда стенки этого сосуда выпячиваются, расслаиваются, а бывает, что под воздействием высокого давления рвутся. Если такое случается, человека редко удается спасти. Утешение всем нам лишь в том, что эти стенки разрушаются не сразу, а постепенно, поэтому специалисты научились противостоять фатальному исходу как раз на этапе расслоения, делая замену практически всей аорты.

По единодушному мнению специалистов, самое сложное в этой операции - реконструкция участка аорты, так называемой дуги - того самого места, откуда берут начало сосуды, питающие головной мозг.

Почему хирурги пекутся о мозге? Да потому, что если прекращается его подпитка кровью, клиническая смерть неминуема через 5 - 7 минут даже при нормальной температуре человеческого тела. Поэтому возникла необходимость создания технологии, которая бы позволила увеличить безопасный промежуток времени и уберечь мозг от разрушения. Теперь организм человека научились охлаждать аж до 16 - 18 градусов! И полностью останавливать сердце, заставляя трудиться вместо него аппарат искусственного кровообращения. По сути, наступает такой момент в операции, когда кровь по сосудам не течет. Как ни странно, но даже при столь низкой температуре тела, как 16 градусов по Цельсию, мозг остается живым, обмен в его клетках не прекращается ни на минуту, что и позволяет хирургам "отключать" кровообращение и на 30, и на 40 минут. Только и этого времени в такой сложной операции оказалось явно недостаточно. Поэтому белорусским кардиохирургам пришлось прибегнуть к опыту японцев, которые пускают кровь не через артерии, а через венозную систему. В мозг, печень и почки она идет уже не по проложенному природой пути, а... в обратную сторону. Все это и помогает обеспечить безопасность мозга на 120 минут. А сердце тем временем стоит и 3, и 4 часа, поскольку действует уникальная система ретроградной защиты, которая была разработана еще в Советском Союзе. Правда, на всем бывшем пространстве никто, кроме белорусских хирургов, ею почему-то не пользуется. Такие операции, как правило, длятся не меньше 9 (!) часов. Причем возраст пациента совсем не имеет значения.

Кстати, ничего подобного не делается пока даже в Москве!

Эти высокие медицинские технологии помогают сократить очередь больных, нуждающихся в операции на сердце. Ведь по некоторым видам патологий эта очередь растянулась в Беларуси на несколько лет. Нуждаются в операциях ежегодно 5 - 6 тысяч человек. А реально оперируется не более 1,5 - 2 тысяч.

По-прежнему остается нерешенной и проблема борьбы с сердечной недостаточностью. В стране много пациентов, у которых из-за болезни мышца сердца пришла в такое состояние, когда оно само уже не способно выполнять свою главную функцию - перегонять кровь, и требует помощи кардиохирургов.

Сейчас специалисты центра работают над внедрением инновационного проекта по созданию искусственного желудочка сердца. Это очень сложное направление, которое только начинает развиваться. К тому же решение подобной проблемы напрямую примыкает к проблеме трансплантации сердца.

- До которой нашим медикам еще очень далеко? - спрашиваю Юрия Петровича.

- Ничего подобного! - не соглашается он. - Поскольку пересадка сердца - не слишком сложная хирургическая операция, я готов сделать ее хоть сегодня. Но у нас, к сожалению, для этого нет пока законодательной базы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter