В пожарном депо США одна из электрических лампочек отметила вековой юбилей беспрерывного свечения. Почему в наши дни они сгорают в сотни раз быстрее и понизили качество многих товаров?

Заморочки вокруг света

В 2001 году около тысячи жителей одного из городов штата Калифорния весело отметили необычный юбилей: электрическая лампочка под пристальным вниманием сменяющихся поколений работников пожарного депо горела целых сто лет! Пережила две новейшие камеры видеонаблюдения — и продолжала светить! Необычную нить накаливания для лампы-рекордсменки изобретел некто Адольф Шайе, унесший секрет ее долговечности с собой в могилу. Любопытно и то, что скромная лампочка породила борьбу с… высоким качеством продукции, которую специалисты окрестили «запланированное устаревание».

static.tgstat.ru

Чем хуже, тем лучше

Изначально производители стремились увеличить долговечность своих необычных светильников. Срок службы первой коммерческой электролампы американского изобретателя Томаса Эдисона, появившейся в продаже в 1881 году, достигал 1,5 тысячи часов.

Наука двигалась вперед. В последующие десятилетия были запатентованы сотни изобретений новых ламп, срок службы некоторых доходил до 100 тысяч часов! И производители забили тревогу. Их высококачественные лампы подтверждали вывод экономистов: товар, которому нет износа, — трагедия для бизнеса. И в 1924 году был основан картель «Феб», объединивший ведущих производителей Европы, США и даже далеких колоний в Азии и Африке. Его цель — обмен патентами, координация производства. Но прежде всего — контроль потребительского рынка. В программе картеля было записано: «Запрещается гарантировать, рекламировать и предлагать лампы, срок службы которых превышает тысячу часов».

Под давлением картеля начали работать над созданием менее долговечных ламп. Их производство велось под строгим контролем. Чтобы проследить за соблюдением компаниями требований картеля, был создан целый бюрократический аппарат. Если их ежемесячные отчеты не соответствовали нормативам, с виновных взимались штрафы. Эти меры привели к неуклонному снижению срока службы ламп — в течение двух лет он сократился вдвое. В целом сговор картеля дал возможность уменьшить затратную часть электроламп, установить гарантированный срок службы до 1000 часов, поднять цены и убрать конкурентов. Так был запущен процесс, названный специалистами запланированным устареванием.

«Феб» никогда не существовал официально, хотя и не старался скрывать свою деятельность. Его методом маскировки была постоянная смена названия: «Комитет 1000 часов», «Всемирный электронный картель»… Формально картель завершил свою деятельность во время Второй мировой войны. Но уже в 1981 году в Восточной Германии выпустили особо долговечную лампу. Когда же производители представили ее на Ганноверской ярмарке, коллеги из ФРГ сказали им: «Вы останетесь без работы». И отвергли эффективную лампу. Несколько лет спустя Берлинская стена пала, завод был закрыт, а производство долговечных ламп прекращено. Сейчас их можно увидеть только на выставках и в музеях.

Кнутом и пряником

Между тем «освещенное» электролампочкой запланированное устаревание и в наши дни широко шагает по планете, преодолевая кризисы и всплески безработицы. Во весь голос публично о себе оно заявило в 1930-е годы в США. Перепроизводство товаров, четверть американцев лишились работы, очереди не в магазинах, а на биржах труда. Тогда-то крупный торговец недвижимостью Бернард Лондон и предложил обуздать депрессию путем введения обязательного запланированного устаревания. Бизнесмен публично в письменном виде высказал идею установить для каждого товара срок годности, по истечении которого будет запрещено им пользоваться — владелец просто обязан сдать его для последующего уничтожения. Бернард Лондон считал, что принудительное запланированное устаревание товаров даст толчок промышленности и потребительскому рынку и обеспечит всех работой. Однако его идею не восприняли всерьез, закон о принудительном запланированном устаревании так и не был принят.

Спустя десяток лет эта идея возникла вновь, но с существенным отличием: предлагалось действовать методом не кнута, а пряника. Необходимо заинтересовать, убедить человека сбыть старый товар и купить новый, по последней моде… Начиная с 1950-х запланированное устаревание стало основой стремительного экономического роста западных стран. Оно стало обязательным пунктом в учебных программах школ дизайна и инженерии. Сегодня и у нас реклама ежедневно призывает потребителя приобрести более современный смартфон с новыми «фантастическими» функциями. Во многие механизмы ставятся детали, которые портятся почти сразу после истечения срока годности, поэтому не удивляйтесь, если старый холодильник у вас работает, а новый постоянно «хандрит». Как и тому, что аккумулятор в мобильнике приходится менять чаще, чем хотелось бы.

Многие экологи активно борются против запланированного устаревания, дескать, преступно загрязнять природу товаром, который еще может служить людям. Но в этой борьбе, как и в других ситуациях, побеждает тот, у кого больше денег…

Случается, что производитель скрепя сердце сам прекращает выпуск высококачественной продукции. Люди старшего поколения хорошо помнят наделавший много шума синтетический материал  нейлон. Мужчины с удовольствием носили белоснежные рубашки, которые легко стирались и не требовали утюга. Женщины несказанно радовались долговечным и настолько прочным чулкам, что кое-кто даже использовал их для буксировки автомобиля…

Однако вскоре необычная ткань исчезла с прилавков. Знающие люди утверждают: причина не только в том, что она хуже, чем лен или хлопок, воздействовала на тело. Высококачественный, но не реализованный товар — это мертвый капитал, сплошные убытки. И производители сверхпрочного нейлона переключились на изготовление чулок, которые из-за затяжек или порывов женщина должна не только часто менять, но и покупать про запас.

Негуманно, несправедливо по отношению к рядовому потребителю? Наверное. Но этика никогда не была составной частью бизнеса и экономики.

КСТАТИ

Лампочка Ильича. К изобретению ее Ленин, понятное дело, никакого отношения не имел. При его активном участии в огромных масштабах стали электрифицировать Россию, в поселках вместо лучины да тусклых керосиновых ламп загорелись яркие светильники с накаливаемыми стержнями. В знак благодарности вождю их и стали называть лампочками Ильича.

СПРАВКА «НГ»

Споры о том, кто изобрел лампу накаливания, ведутся по сей день, среди претендентов — более десятка ученых разных стран. В 1840 году англичанин Де ла Рю изобрел источник света с нитью накаливания из платины. Однако она быстро плавилась, поэтому лампа оказалась непригодной для использования. Спустя 13 лет ученый из Германии Генрих Гебель как источник для освещения использовал бамбук. В 1875 году русский изобретатель Павел Яблочков расположил угольные электроды параллельно, разделив их изоляцией. Изобретение имело громадный успех, лампы освещали улицы Парижа. В те же годы русский инженер Александр Лодыгин предложил использовать для нити свечения проволоку из тугоплавкого вольфрама, имевшую температуру накала 3385 градусов. Лампа Лодыгина была запатентована в России, Франции, Великобритании, Австрии, Бельгии.

В ТЕМУ

В 1879 году американский изобретатель Томас Эдисон в присутствии тысяч зрителей демонстрировал свои электрические лампочки, ярко освещавшие не только дом, лабораторию, но и соседние улицы. Это были первые лампочки, пригодные для массового потребления. Кое-кто называет Эдисона создателем электролампочки. Но главная заслуга американца в том, что он сконструировал патрон, цоколь, выключатели, предохранители, счетчики, в несколько измененном виде дошедшие до наших дней. А еще Эдисон наладил массовое производство лампочек, которые могли приобретать даже бедняки.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter