За и против автомобильных алкозамков

Замок для пьяницы

До конца года в России разработают концепцию массового внедрения автомобильных алкозамков. Эти устройства блокируют зажигание при выявлении алкоголя в выдохе и не дают водителю начать поездку. «КоммерсантЪ» пишет, что автовладельцев заставят оборудовать машины такими устройствами за свой счет, а производителей простимулируют, дабы они устанавливали эти приборы в транспортные средства еще на заводе. Подобный опыт широко внедряется в развитых странах мира: например, в США алкозамки в автомобилях применяются на большинстве новых автомобилей с 1985 года.

pbs.twimg.com

Эта новость вызвала полярную реакцию наших спорщиков: один из них полагает, что массовое внедрение таких устройств в Беларуси надо начинать как можно скорее. Другой сомневается в полезности этой новации и полагает, что старые методы борьбы с пьянством за рулем еще себя не исчерпали.

На чьей стороне окажется рефери?

Поедет только трезвый

«Наконец-то!» — мысленно воскликнул я, прочитав эту новость. Сколько можно рассчитывать на старинные алкотестеры? На все эти «подуйте в трубочку, пожалуйста». На страх перед наказанием. Мы это уже проходили: и штрафы увеличивали, и уголовную ответственность вводили, и машины конфисковывали, а люди продолжали нетрезвыми садиться за руль.

Дмитрий, я вот какие интересные цифры нашел: 1 января 2019 года в Беларуси задержали 90 нетрезвых водителей, а ровно через год — 107. Не говорю, будто появилась тенденция к росту количества нетрезвых водителей (в целом после принятия жестких мер их число снизилось в три раза), но тревожусь, что цифра остается стабильной, и уже не один год. В среднем в будний день у нас задерживают около 40 пьяных за рулем. То есть каждый день у меня и у вас как минимум 40 вероятностей попасть под колеса машины с поддавшим шофером. Может быть, прежние методы воздействия на совесть, сознательность и кошелек потенциальных нарушителей уже исчерпали себя?

«Прогресс и целесообразность по самой сути своей — это лишь средства для достижения блага» (Гилберт Кит Честертон, английский писатель).

Теперь к борьбе с пьяным вождением решили подойти с правильной стороны: исключить саму возможность совершения преступления вне зависимости от желания нарушителя. Это как с инженерными решениями при строительстве дорожной инфраструктуры: человек физически не сможет гнать машину сломя голову, если впереди создано искусственное препятствие. А когда у нас введут алкозамки, любой подвыпивший водитель просто не сумеет осуществить преступление. Машина не заведется, едва учует пары алкоголя в салоне. Конечно, скептики сейчас обсуждают способы обойти эту преграду: говорят, будто алкозамок можно обмануть, попросив трезвого человека завести двигатель, а затем передать управление пьяному. Но эксперты возражают, что обмануть алкозамок с помощью друзей или случайных прохожих не удастся, так как во время движения автомобиля система потребует провести повторный тест через промежуток времени, выбранный хаотично. Более того, если водитель попытается завести двигатель в обход системы тестирования на алкоголь, память блока управления зафиксирует эту попытку и передаст куда следует… Думаю, такие факты будут считаться новым видом нарушений ПДД.

Прелесть еще и в том, что алкозамок бесстрастен. Его невозможно соблазнить красивыми глазами, обмануть или подкупить. С ним не поспоришь, как и с камерой фотофиксации нарушений скоростного режима. Много ли вы, Дмитрий, знаете случаев оспаривания штрафов, назначенных за нарушение, снятое такой камерой? Вот и я слышал всего про три-четыре эпизода.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что алкозамки могут оказаться самым эффективным средством спасения человеческих жизней. Он говорит: «Поскольку такое устройство существует, его стоит внедрять, и здесь экономии не место, потому что нет ничего страшнее пьяного вождения — столько человеческих жизней уносит и калечит людей».

Прибор блокировки зажигания не самое новое изобретение. Его начали применять в Швеции еще в конце 1990-х годов. Сегодня такие устройства используются уже во многих странах. Например, в Австралии авто­владельцы, попавшиеся на пьяном вождении, ставят их за свой счет и обязаны проводить ежемесячную поверку — это обходится примерно в 2,2 тысячи долларов в год. У наших соседей в Литве с 1 января 2020 года можно сократить срок лишения прав, согласившись на установку алкозамка. Ну и наконец с 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть в обязательном порядке оборудованы алкозамками.

Это прогресс, он неумолим, как приход в свое время смартфонов. Так что очень надеюсь, что в скором времени наши дороги станут еще безопасней. Правда, про спиртовые влажные салфетки, которыми мы протираем панель приборов в машине, скорее всего придется забыть. Ну и невелика потеря.

Роман РУДЬ


Лес рубить надо без щепок

Пьянство за рулем всегда было головной болью для всех: бесчисленное количество аварий, смертей, увечий и инвалидностей. Чем больше страна, тем больше и проблема: инициативные круги и законодатели в России всерьез задумались над серийным оснащением автомобилей так называемыми электронными алкозамками. Но может ли такая мера решить проблему кардинально — большой вопрос.

Действительно, неужели вы думаете, Роман, что после такого нововведения на дорогах наступит полный порядок и спокойствие? Я тоже полностью поддерживаю идеи установки современных средств контроля и диагностики, но только не в этом случае. Устанавливая на каждый новый автомобиль еще на сборочном конвейере такой замок, мы априори считаем всех водителей пьяницами, а это разве справедливо? Если бы это было так, то ситуация на дорогах была бы похожа на фильм ужасов. Наличие такого девайса приводит к удорожанию авто, как отмечают российские эксперты, на 700—1700 долларов, почему эти деньги должны платить те, кто не имеет проблем с алкоголем? Как мне кажется, здесь был бы уместен адресный принцип: попадается водитель в подпитии — пусть в обязательном порядке устанавливает на свое авто подобное устройство, причем навсегда. Кстати, и в мировой практике подобного нет: алкозамки устанавливаются на автомобили избирательно, в зависимости от кондиции водителя.

«С несправедливостью либо сотрудничают, либо сражаются» (Альбер Камю).

Можно, конечно, Роман, согласиться с тем, что такие приборы ведут себя принципиально и беспристрастно: ему не дашь взятку и не разжалобишь слезными оправданиями. Но только отчасти: поверьте, мошенникам и преступникам в цифровой сфере работать гораздо легче, чем в обычной людской среде: на любую цифру они всегда подберут «антицифру», вы понимаете, о чем я говорю? Процесс эксплуатации подобных девайсов неизбежно превратится в нескончаемую войну взломщиков и разработчиков новых систем, за которые опять же будут платить обычные водители. Мне, например, это точно не надо. Кто-нибудь победил киберпреступность, например, в банковской сфере? Электронные деньги у людей как воровали, так и воруют, точно так же будет и с этими замками. Для примера: я как-то спросил у весьма опытного мастера по установке и обслуживанию противоугонных систем, мол, какая сигнализация самая эффективная? Он только улыбнулся и сказал: «Такой не существует, сколько бы она ни стоила. Самое эффективное средство — охраняемая стоянка с собаками и сторож с ружьем». Так и здесь, Роман. К сожалению, более эффективных мер, чем использует ГАИ, пока не придумали. Да и на ГАИ все сваливать не надо, она ведь лишь ответственное звено в общей цепи. Стоит серьезно задуматься над проблемой в государственном ракурсе: причины пьянства, стоимость и качество алкоголя, воспитание и менталитет — над всем этим надо серьезно задуматься, но сегодня не об этом.

Есть еще один аспект, Роман, чисто технический. Современные автомобили представляют собой очень сложные конструкции с точки зрения радиоэлектроники. Это, с одной стороны, делает их эксплуатацию более комфортной и высокотехнологичной, но с другой — более глючной и непредсказуемой, как и работу любого компьютера. Причем чем больше навороченная машина, тем, как ни странно, больше вероятность отказов и сбоев. Зачем повышать и так немалые риски в морозное зимнее утро? Кстати, насчет глючности. Эксперты предполагают, что если в салоне будет находиться подвыпивший пассажир, система, несмотря на трезвого водителя, «заметит» пары алкоголя и сможет запросто заблокировать запуск двигателя. Кому это надо?

И последнее. Я уверен, что все эти аргументы прекрасно понимают российские законодатели. Думаю, что кто-то уже реально оценивает и экономический эффект от установки алкозамков в промышленных масштабах: эта ниша на рынке будет, несомненно, суперприбыльной. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Дмитрий ШАМКО


Брейк!

Такое чувство, что резонансная история с известным пьяным актером за рулем подстегнула российский Минпромторг к решительным действиям — огульно записать всех водителей в потенциально нетрезвых и драть с них три шкуры за новые девайсы. Мне любопытно, как эта инициатива сочетается с хваленой презумпцией невиновности? Не слишком ли много полномочий мы отдаем на откуп чудо-приборам, которые сами же должны еще и оплачивать из своего кошелька? Нас и так окружает слишком много паролей, магнитных карточек и детекторов, чтобы еще свой собственный «домик» — любимый автомобиль — уродовать дополнительным «забором».

В сегодняшнем споре без колебаний отдаю свой голос Дмитрию: массовая установка алкозамков выгодна производителям, законопослушным водителям она ничего не дает, кроме головной боли: купи, раз в полгода проверяй на сервисе, дрожи, чтобы в пути систему не перемкнуло. Злостных нарушителей, тех, кто садится нетрезвым за руль регулярно, на мой взгляд, такой замок точно не остановит — вон уже умельцы-электрики предлагают «красивый» обход системы с помощью чип-тюнинга. Кстати, за прошедший год в Беларуси по вине пьяных за рулем совершено 10 процентов ДТП. Очевидно, что никакие алкозамки не предотвратят остальные 90 процентов аварий. Возможно, усилия, направленные на массовое внедрение новых приборов, могли бы найти себе лучшее применение. Например, не жалко никаких денег за безопасный автомобиль, а непонятный тестер-висюлька на приборной панели — это блажь, на ход машины не влияет.

 Виктория ПОПОВА


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter