Во сколько обойдутся похороны в Беларуси?

Замогильные нравы

Сколько стоит попасть в мир иной?
“Прохожий, не гордись, не попирай мой прах. Я — дома, ты — в гостях”. Популярная эпитафия на брестском кладбище.

свечка

Спустя год Лидия Шевко по-прежнему с содроганием вспоминает похороны свекрови. Не прошло и получаса после известия о кончине матери мужа, как на пороге первее родственников появился ритуальный агент.

— В тот момент мне хотелось побыстрее решить все вопросы, — говорит Лидия. — Сказали, что гроб, венки и прочее привезут сами. А цены, мол, чуть ли не ниже государственных. 
Скромные похороны обошлись в семь миллионов. А потом выяснилось — все это можно было купить в разы дешевле. Лидия пошла в ритуальное бюро, “чтобы в глаза наглецу посмотреть”. Затем хотела заявление в милицию написать, но сын отговорил.

Действительно. До суда доходят единицы. “Бизнес на слезах” очень выгодный. До 35 процентов его составляют теневые деньги.

Еще лет пять назад получить место на кладбище без взятки было проблематично. Но череда уголовных дел против “могильных торговцев” и предоставление легальной возможности все оформить по закону практически свели на нет “земельные поборы”. Сейчас четко действует разделение, где хоронят бесплатно, а где за деньги.

Зато и сегодня ритуальные агенты платят взятки тем, кто им сообщает о только что умерших. Несколько лет назад на подобном “сливе” информации попались гомельские патологоанатомы. Наглость же ритуальщиков при этом не знала границ: сумма взяток включалась в стоимость услуг. Когда вопросом занялись МВД и Следственный комитет, выяснилось, что за деньги о смертях сообщали не только в больницах, а еще в соцслужбах и даже милиции. После того как на “добродетелей” стали заводить уголовные дела, серые схемы ушли в глубокое подполье, рассказывает сотрудник одного из брестских ритуальных бюро Андрей Кривошей: 

— Раньше за сведения о покойнике сотрудники “скорой” и милиции могли получить до 30 долларов. Сейчас они работают только с проверенными людьми. 

Получается, что почти каждый может попасться на удочку “черной бригады”. С наводками можно бороться только законодательными мерами, считает директор КУП “Спецкомбинат КБО” Николай Ракевич:

— В новом законопроекте о похоронном деле предлагается предусмотреть норму об ответственности за предоставление информации третьим лицам. Медики, судмедэксперты или правоохранительные органы должны сообщить о смерти человека исключительно его родственникам. 

Так, бывший гомельский милиционер, который давал наводки похоронным агентам, получил за свои деяния два с половиной года ограничения свободы в исправучреждении открытого типа. И, как рассказали в ГУСБ МВД, после этого о подобных нарушениях в регионе не слышно.

Конкуренция в ритуальном бизнесе жесткая. Только в одном областном центре количество таких предпринимательских структур достигает сотни. Год назад милиция Гомельской и Брестской областей возбудила сто уголовных дел в отношении сети магазинов ритуальных услуг за ценовые накрутки. Если спецпредприятия цены согласовывают и не имеют права повышать их самостоятельно, то у частников такого ограничения нет. При этом зачастую близкие усопшего не обращают внимания не только на цены, но и на качество ритуальных товаров. “У нас был случай, когда купленный у частника гроб развалился еще до похорон, родственники срочно к нам обратились за помощью”, — добавляет Николай Ракевич. 

В итоге похороны вместо четырех миллионов рублей обходятся в восемь-девять миллионов. За такой недобросовестный подход надо жестко наказывать, считает директор спецпредприятия. И не только запретом на предпринимательскую деятельность. Помимо этого необходимо централизовать бизнес ритуальных услуг и создать конкретную организацию, которая могла бы контролировать весь рынок.

Сказать же, что между частниками и спецпредприятиями натянутые отношения, — ничего не сказать. Некоторые даже высказывают мнение, что надо разделить между ними обязанности. К слову, в России рассматривается возможность разрешить частные кладбища. У нас об этом речи не идет, так как они находятся в распоряжении ЖКХ. А вот насчет услуг единого мнения нет. 

Почему бы вообще не отдать всю ритуальную сферу в государственные руки, предлагает генеральный директор Брестского областного УП “Управление ЖКХ” Сергей Лобанов и приводит свою аргументацию: из примерно четырех сотен похоронных предприятий Брестской области 80 процентов услуг оказывают 20 госорганизаций. И именно они сдерживают рынок, иначе цены резко подскочили бы. Десять лет назад в Барановичах уже пробовали отдать сферу “ритуалки” в руки ипэшников. “Там воцарился настоящий бардак! — говорит он. — Основной социальный спектр ритуальных услуг все-таки оказывают госпредприятия. Это конкретные гарантии. Частники выбирают на продажу только самые дорогие памятники, гробы и прочее. Или же под их видом продают дешевые похоронные атрибуты”.

С другой стороны, некоторые ритуальные бюро на самом деле занимают свои конкретные ниши и работают с теми, кто на похороны готов отдать приличную сумму. Игорь Мамонов, владелец бюро Ritual, уверен на все сто, что его клиенты жалобу не напишут. И добавляет: “В стране нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы специалистов в области похоронного дела. Нет и лицензирования этого вида деятельности. Считаю, что это помогло бы очистить рынок, оставив в бизнесе только проверенных людей, с опытом работы и специальным образованием. А фирмы начали бы дорожить разрешением, не позволяя себе обманывать граждан”.

Во сколько обойдутся похороны? 


Расценки на госпредприятиях

  • Предоставление автобуса-катафалка — 400 тысяч рублей
  • Копка могилы — от 300 тысяч рублей летом до 800 тысяч зимой
  • Изготовление деревянного гроба с обивкой — 250 тысяч рублей
  • Венок — в среднем от 150 до 700 тысяч рублей

Расценки на ритуальные услуги у предпринимателей:
  • Катафалк, автобус — 600 тысяч рублей
  • Гроб — от 800 тысяч рублей
  • Копка могилы — от 500 тысяч рублей летом до 1 миллиона зимой
  • Услуги священника — 400 тысяч рублей
  • Венок — в среднем от 350 тысяч до 1,5 миллиона рублей

Все эти вопросы должен решить законопроект о похоронном деле. Уже осенью его рассмотрят во втором чтении, рассказал депутат Юрий Дорогокупец:

   — Закон не менялся с 2002 года. Правки необходимы с учетом времени и назревших проблем. Что касается информационных посредников, в проекте обозначат ответственность за такие нарушения. Насчет цен — здесь действуют рыночные механизмы, а они очень жесткие. Другое дело, что в ритуальном деле должны работать не случайные, а специально обученные люди, которые предоставят качественные услуги. В Минжилкомхозе сейчас разрабатывают проект по профподготовке ритуальщиков с выдачей необходимых документов.

Погребальный договор


На минском кладбище “Колодищи” выделяют газонные участки под захоронение. Заказчик имеет право там же зарезервировать одно дополнительное место для близкого родственника. Стоимость погребения на таком участке, включая почти все сопутствующие ритуальные товары и услуги по захоронению, оформление и установку надмогильной плиты, уход за газоном в течение десяти лет составляет от 18 миллионов рублей.

Фотокарточка издалека


Ритуальные бюро за деньги обеспечивают постоянный уход за захоронениями. Это не только ежемесячная уборка на могиле, но и возложение цветов и даже покраска ограды. После каждой такой уборки родственнику отправляют фотографии места захоронения. В Минске услуга обойдется примерно в 90 долларов за разовую уборку. Ежемесячный уход за могилой в России стоит в среднем от 80 до 170 долларов. В Германии на это тратят до тысячи долларов в год. В Норвегии услуги садовника, который будет подстригать газон и убирать на кладбище, обойдутся в 150 долларов в месяц. 

Тяжелая тема — похоронная. Но замалчивать ее нельзя. Проблемы, с которыми сталкиваются родственники покойных, велики. Тем более что все мы, каждый в свое время, тоже станем покойниками... Подумаем о будущем? Жду ваших откликов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter