Замковое возрождение: что прибавит деревне туристической мощи?

У стен останков «Белого Ковеля», что на Оршанщине, мы искали возможности раскрутки этого исторического объекта. И не только...

(Окончание. Начало в номере за 28 июня с. г.)

РВУСЬ в Смоляны. Эта деревня еще и по количеству жителей вовсе не умирающая, где-то около тысячи «местичей» там. Но… В райисполкоме мне советуют поехать и посмотреть, как туристически раскручиваются Копысь, Левки. Все понятно — ремесленническая «фишка» первого селения и купаловский след — второго… Неужто перевесят плюсы Смолян?

— Нас заботит, как бы на одной консервации руин «Белого Ковеля» не «застрять», — таково мнение Надежды Стахович. — Пока же не просматривается некой комплексной «фишки». Как сейчас в туризме модно — раскрутки селения оригинального с непременным посещением какого-либо феста, вроде рыцарского турнира…

Там, где витает поэтический дух…

Да, очень сложно искать ту самую рациональную «фишку»-зацепку! Нужны средства, требуются энтузиасты, а пока ничего из этого, как я поняла, нет. У Смолян не такое уж выгодное географическое положение — не на оживленной трассе находятся, а в «глубине» района. Рыцарский турнир? Но тут, если следовать исторической правде, то надобно не рыцарские баталии «реконструировать», а… события Северной войны? (Замок-то появился уже на излете рыцарства.)

Выходит, нет никакой задумки, которая смогла бы «сцементировать» процесс раскрутки Смолян — обычной в общем-то деревни, хотя и со звучным статусом агрогородка? Но, мне подумалось, в том и должен заключаться креатив, чтобы выгодно представить рядовое селение. Впрочем, наличие сразу нескольких объектов безусловной исторической ценности, пусть и не в идеальном состоянии, уже не позволяет легко отмахиваться от смолянского туристического потенциала.

— Что мы сможем в тех же Смолянах продать туристу? — замечает Надежда Стахович. — В Копыси, например, вопрос с приобретением сувениров решаем. Там возрождается традиционное ремесло — гончарство. В красивом здании разместится филиал Дома ремесел… Именно для раскрутки потенциала Копыси сейчас направляются основные средства. Будет что на память увезти из этого селения! Насчет же Смолян можно спорить, но все равно уверены: дойдут руки и средства и до этого селения!

Пока в Беларуси только лишь подступаются и к руинам «Белого Ковеля», и к тому, что осталось от костела Девы Марии, в соседней Польше про Смоляны пишут в прессе. С чего бы? Оказывается, во-первых, поляков-туристов привлекают руины костельные. Во-вторых, могила польского писателя-романтика Томаша Зана — именно в Смолянах!

— Да, приезжают как раз с такой целью многие поляки — посетить место последнего упокоения Зана, — соглашается Надежда Стахович. — И костел можно было бы пытаться восстанавливать, но все упирается в отсутствие средств и католической общины, которая собрала бы вокруг себя энтузиастов костельного возрождения. Нет общины — нет широкого движения по восстановлению храма. Костел ведь — для моления в первую очередь, а не только для привечания туристов…

Назовутся ли Смоляны туристической Меккой района?

Вряд ли, осторожно считают в райисполкоме. И склоняются к тому, что даже законсервированные руины «Белого Ковеля» не сильно прибавят деревне туристической мощи. Вот если бы удалось настолько «реанимировать» пятиярусную башню, чтобы по ней взбираться на верхотуру, устраивать обзорные экскурсии…

— Даже сама консервация — вопрос для района не такой простой, — высказывает свое мнение Алла Терентьева, заместитель председателя Оршанского райисполкома. — Восстановить замок? Не думаю, что какому-либо районному бюджету это по силам. Скорее, можно говорить про координацию усилий на уровне республики. Все, что сохраним, ценно ведь не только для конкретного региона. Хотя не исключаю, что образ «Белого Ковеля» мы перенесем на герб Оршанского района, который сейчас разрабатывается. На консервацию потребуется проектно-сметная документация. Обзавестись ею нынче — удовольствие не из дешевых.

Уже сейчас Смоляны — в районном туристическом маршруте, наряду с той же Копысью.

Нужны инвестиции, финансовая поддержка из многих источников. В масштабах республики вслед за возрождением села непременно пойдет и активная работа по восстановлению историко-культурного наследия, — уверена Алла Александровна. — Но не все сразу одолеем, конечно...

Не потерять бы совсем...

Владимир Короткевич упоминал в своем знаменитом литературном труде «Зямля пад белымі крыламі» о смолянских «кірмашах». Традиция эта ныне угасла, зато есть другая — проводить регулярно субботники на руинах замка и костела. Сельский Совет, местный аграрный колледж шефствуют над объектами — приходится, потому как все же деревня с ее достопримечательностями внесена во многие туристические маршруты республиканского масштаба.

Инна Ковалевская, с которой мы оправились в Смоляны, показала мне место, где под землей якобы есть те самые просторные ходы. Но вот к самим руинам подобраться не удалось: речка Дерновка еще с весны основательно «подмочила» подступы к уцелевшей башне «Белого Ковеля».

— Там, за кустами, был второй ряд укреплений, — показывает спутница. — И картуш на башне. Не видно издалека, но вроде бы когда-то на нем помещался герб рода Сангушек...

Заглянули мы и на руины костельные. По дороге туда взгляд цепляется за здание явно «не молодое» — оказывается, старинный домик торговца.

— Потенциал туристический в Смолянах развивать стоит, но вот кому за это браться, — задумывается Инна Ковалевская. И добавляет: — В округе нет потенциального инвестора, агроэкотуризм в районе тоже не переживает бум...

...А «Белый Ковель», точнее, оставшееся от него, можем ведь и потерять. И тут есть над чем задуматься, согласитесь!

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter