Гендиректор Глубокского комбикормового завода, ответил на вопросы «СГ»

Замкнутый цикл простой арифметики

На какой стадии формирования одна из четырех интеграционных структур на Витебщине? Когда глубина переработки будет доведена до абсолютного показателя? Что даст игра на снижение цен и увеличение товарооборота? С какой скоростью всем надо бежать за лидером?
На интеграционные структуры, а их в Витебской области четыре, возложены большие надежды. Прошел почти год с момента их создания. Самое время подвести первые итоги.  Достигнут ли желаемый  экономический эффект, обеспечено  ли взаимодействие между участниками структуры, удалось ли расшевелить АПК и сдвинуть с места огромный аграрный  локомотив?


Об этом беседа корреспондента «СГ» с Мечиславом МОРХАТОМ, генеральным директором ОАО «Глубокский комбикормовый завод», на базе которого создается один из агрохолдингов.

— Сейчас проходим этап формирования, но уже к концу года все 16 предприятий станут единой системой, — поясняет Мечислав Викторович. — Преимущества очевидны: мы создадим замкнутый цикл производства, получим собственную сырьевую базу и тем самым снизим себестоимость продукции на выходе. В дальнейшем планируем  играть на снижении цены и за счет этого наращивать  товарооборот: к примеру, ту же колбасу можно продавать по 20 рублей — и она месяц будет лежать на прилавке, а можно и по 16, не в убыток себе. Вот вам и деньги. Простая арифметика.

— Некоторые до сих пор относятся к интеграции с недоверием?

— Да, неприятие есть и среди простых работников, и среди руководителей, которые сомневаются в успехе. Но что такое интеграция? Это возможность работать на себя. Чем лучше мы сработаем, тем больше получим продукции и тем выше будет выручка. В свое время некоторые со скепсисом смотрели на строительство агрогородков. А сейчас что получается: именно в них и кипит жизнь, развивается сельское хозяйство и социальная сфера, рождаются дети, в коллективах работает молодежь. А отъехать чуть дальше — и проблемы периферии налицо: недействующие школы и детские сады, вымирающие деревни, пустующая земля.

Аппаратчик комбикормового производства Анастасия ШАРАБАЙКО

— Долговая нагрузка присоединенных сельхозорганизаций не помешает добиваться намеченного?

— С этим ничего не поделаешь. Ситуацию нужно принять такой, какая есть. На начальном этапе будет сложно. С учетом преференций, предоставленных государством, связанных с отсрочкой и рассрочкой платежей, на ноги становиться будет легче. Но долги возвращать все равно придется — рано или поздно. 

— Одна из серьезных проблем — отток людей из сельской местности. У вас специалистов хватает? 

— К сожалению, нет. Чувствуется нехватка слесарей и сварщиков, недостаточно квалифицированных зооветспециалистов. Но чему удивляться?! В век информационных технологий люди не хотят  работать с утра до вечера, тем более в сельской местности. С другой стороны, уже никто за копейки палец о палец не ударит, а на земле труд не из легких. Вот и остается вся надежда на такие интеграционные структуры, которые за счет своих производственных масштабов смогут приостановить отток населения из деревень. Людям нужно дать возможность зарабатывать деньги — только так сможем сохранить и укрепить сельское хозяйство. На начальном этапе нивелировать проблему нехватки кадров, сэкономить ресурсы и время поможет высокопроизводительная и роботизированная техника. Но для этого без модернизации не обойтись. Иначе ни о какой-то сверхприбыли и речи быть не может, не говоря уже о высоких зарплатах. А будут деньги — значит, и у людей будет другое настроение. 

— Для этого предприятие должно деньги зарабатывать, а не перекладывать их из одного кармана в другой?

— Толщина кошелька напрямую зависит от источников дохода — объемов производства, глубины переработки и экспорта. Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы довести глубину переработки до абсолютного показателя. Работа будет вестись поэтапно и планомерно. На молочноконсервном комбинате уже завершается модернизация цеха по производству сухой сыворотки и сухих молочных продуктов, как для пищевых целей, так и для потребностей животноводства. К примеру, здесь будет освоен выпуск кормовой лактулозосодержащей добавки пребиотического действия для молодняка сельхозживотных. В скором времени планируется строительство новой роботизированной фермы на 2000 голов и репродуктора по производству свинины на 5000 голов — наращивая производство, мы увеличиваем экспортный потенциал. А если есть экспорт, то и рентабельность гарантирована.

— Чтобы получить необходимые объемы, надо поднять то же животноводство. Значит, и растениеводство должно быть на уровне?

— Для этого мы сейчас и делаем основной упор на получение собственного дешевого белка. Увеличиваем посевы рапса — озимого и ярового. У нас есть цех по переработке маслосемян, мощность которого достигает 20 000 тонн сырья ежегодно. Расширяем посевы люцерны, гороха и вики. Посеем 150 гектаров сои, а также кукурузу на зерно. Это экспериментальные участки, где будут апробированы разные сорта, чтобы определиться с наиболее подходящими для наших условий. Но все равно полностью отказаться от импортного белка мы не сможем, продолжая и дальше заниматься земледелием лишь в пределах своего региона. Если же в перспективе выйти за его границы — цель вполне достижимая. Но тогда придется создавать сырьевые зоны. Не исключено, что там будет работать мехотряд, чтобы не прибегать к услугам сторонних сельхозорганизаций, с которых в случае потерь урожая и спросить нечего. 
Животновод Франц ТАРАСЕНОК и бригадир фермы «Удело» Алина ШИМКО обсуждают рабочие моменты

— Мечислав Викторович, реорганизация задевает всех участников системы. Сокращение штата планируете?

— Конечно, без оптимизации не обойдемся. Но при этом ни один человек не останется на улице. Это моя принципиальная позиция. Да, возможны перемещения внутри самой структуры, чтобы повысить эффективность производства. Но не больше.   Поймите: выставить человека на улицу легко, тут много ума не надо. Но за плечами каждого работника семья, дети, личная жизнь. А вот хорошего специалиста, который разбирается в своей отрасли, найти сложно, а иногда и невозможно. У нас и так слишком много проблем возникает из-за нехватки рабочих рук. Сокращая людей, мы еще больше загоним себя в угол. 

— По вашим прогнозам, сколько понадобится времени, чтобы структура оправдала себя?

— На какие-то сверхбыстрые результаты надеяться не стоит, но первые уже есть, пусть и не такие грандиозные. Мы дополнительно создали 70 рабочих мест: открыли швейный цех на базе комбикормового завода, а на одном из сельхозпредприятий, которое вошло в состав интеграционной структуры, возобновили работу мехмастерской. Теперь сами шьем себе спецодежду, собственными усилиями ремонтируем сельхозтехнику. Создали мехотряд, появился весь шлейф высокопроизводительных сельхозмашин. Сейчас стараемся полностью задействовать свой автопарк, чтобы удешевить производство. Смотрите, то, за что раньше платили, мы стали делать собственными силами, а значит, научились экономить немалые деньги. Вот вам и эффект.

Операторы ПДУ Александр ЛОПАТКО и Олег БАРАН проводят техобслуживание оборудования

— Мечислав Викторович, получается, успех любого предприятия напрямую зависит от того, кто стоит у руля?

— Когда речь заходит о сельхозпредприятиях, то и дело отовсюду слышишь о неперспективности развития этого направления. Но это с какой стороны посмотреть. Если нет четкой стратегии, экономического расчета, предприимчивости, в любом деле прогореть можно. 

Смотрите: все мы работаем в одних условиях, в одной финансовой системе, а результаты у каждого разные. Конечно, ценовая политика свою роль играет. Вопросы есть. Но если хозяйство должно продавать сто тонн молока, допустим, даже по рублю — это уже сто рублей, а если по субъективным факторам, зависящим только от коллектива, на реализацию идет только 30? Откуда деньги будут?! Человеческий фактор в производстве играет огромную роль, особенно фактор руководителя. Наши люди такие — как поведешь, так и работать будут. Ведем, если иметь в виду тот объем продукции, которую село производит для внутреннего потребления и экспорта, в правильном направлении. Но вы сами знаете, как это все на практике бывает — кто-то бежит, стремится не отстать от прогресса, внедрять завтрашние технологии и принципы управления, а кто-то сидит, ждет дотаций, реорганизаций и с успехом выискивает этому оправдания. Вот нам такая средняя температура по агрохолдингу не нужна.

— Спасибо, Мечислав Викторович, за первое интервью в новой должности.

syritskaya@sb.by 

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter