Всемирное антидопинговое агентство представило вторую часть доклада о коррупции в легкой атлетике

Замкнули круги ВАДА

Опубликования второй части доклада специальной комиссии ВАДА ждали, словно выхода на экраны продолжения нашумевшего блокбастера. Тем более что авторы «саги» анонсировали захватывающий экшен, который должен был вывести на чистую воду всю погрязшую в коррупции, допинге и прочих грехах верхушку мировой легкой атлетики.

Дик Паунд

Как ВАДА может расправляться с подобными «грешниками», на примере России было наглядно продемонстрировано в предыдущей серии, а потому любители прогнозов не стеснялись набирать красок потемнее, пытаясь нарисовать мрачную картину будущего мировой атлетики. Отправят на скамью подсудимых все свежеизбранное руководство ИААФ? Вслед за Россией отстранят от участия в топ–турнирах «до выяснения обстоятельств» представителей других частенько фигурировавших в скандалах стран? А то и саму королеву спорта попросят на выход из олимпийской программы, как еще недавно едва не сделали в отношении точно так же «вдруг» обнаружившего себя по уши в допинге велоспорта? Возможно, конечно, все это (вместе или фрагментарно) нас еще ждет. Но после ознакомления с отчетом что–то подсказывает, что «кошмарить» королеву спорта сверху донизу в преддверии Олимпиады никто не станет. А потому и сам отчет навевает совсем не те выводы, на которые, надо полагать, рассчитывали его составители.


Справедливости ради стоит отметить, что представленный документ оказался уже куда больше похож на расследование, а приведенные факты, безусловно, интригуют. Например, масштаб и неприкрытая наглость применявшихся в ИААФ коррупционных схем могут служить пособием для курса «монстрологии» для топ–менеджмента. В своем выступлении глава комиссии (а по совместительству — основатель и экс–глава ВАДА) Дик Паунд упомянул даже Владимира Путина, поддержкой которого якобы заручался Ламин Диак в преддверии чемпионата мира в Москве. Впечатляет и внезапно выросшая (по официальной версии, благодаря коммуникативным способностям занимавшего должность маркетингового консультанта сына Диака — Папа Массау) стоимость трансляций чемпионата мира в «Лужниках». Вместо изначальных 6 миллионов евро, банку ВТБ пришлось выложить все 25. С этим, правда, говорят, еще будут разбираться компетентные органы. Но самое интересное место второй части доклада, безусловно, посвящено переписке генерального секретаря ИААФ Петера Вайса и занимавшего в то время пост президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева. В ней функционер ИААФ не просто констатирует осведомленность о массовом использовании допинга лидерами российской команды, но даже выражает похвальную обеспокоенность по поводу возможного вреда для их здоровья из–за запредельных концентраций запрещенных веществ в крови. Означает это одно: как минимум еще в 2009 году руководство ИААФ знало о положении дел с допингом в России.

Сегодня всех собак повесили на Ламина Диака? Так старику уже 82, и до окончания всех разбирательств и возможных судов он может банально не дотянуть. Впечатлились предприимчивостью его сына? Так того сейчас не могут выследить, несмотря на объявленный розыск. Заподозрили Балахничева? Но он уже давно оставил все посты. Да и доказать что–либо в его отношении будет как минимум непросто. Про Путина вообще не стоит даже вспоминать. В сухом остатке остается нынешний глава ИААФ Себастьян Коу, в бытность Диака занимавший пост вице–президента международной федерации. Могло ли статься так, что ближайшее окружение Диака не знало о творившемся вокруг коррупционном беспределе? Тем более сам Коу признался, что (пусть и не из меркантильных побуждений) факты положительных проб у российских атлетов ИААФ скрывала. Однако комиссию ВАДА, судя по всему, все это совсем не впечатлило. Более того, уже в первых строках своего доклада Дик Паунд прямым текстом заявил, что «расследование возглавляемой им комиссии касалось исключительно случаев использования допинга в России». К слову, о перспективах россиян принять участие в грядущих Играх Паунд вновь не сказал ровным счетом ничего определенного. Что же касается Коу и возглавляемой им нынче структуры, то вместо жесточайших мер и пожизненного недопуска на стадионы, британцу настоятельно рекомендовано усилить бдительность, исправить прежние нарушения, быть непримиримым и всячески следовать рекомендациям ВАДА «в целях наведения порядка». Судя по реакции Коу (а точнее — ее фактическому отсутствию), все пункты «дорожной карты» тот принял безоговорочно и с крючка срываться не намерен. Не покоробили британца даже предложения некоторых особо ретивых правдоборцев аннулировать все нынешние мировые рекорды, что, по сути, автоматически причисляет их авторов (включая, например, старательно раскручиваемого и официально признанного едва ли не легкоатлетическим богом Усэйна Болта) к мошенникам и предлагает тому же Болту пробежаться еще разок за 9,58. Чтобы убедиться. Кстати, сам нынешний президент ИААФ в 1979 году мировое достижение на не самой, прямо скажем, простой дистанции 800 метров (с 1988 года принадлежащее кенийцу Давиду Рудише) умудрился переписать трижды за 41 день...

Все это оставило ощущение завершившегося на наших глазах передела сфер влияния в мире спорта. С мнением специалистов, обсуждающих в эти дни возможные последствия представленного доклада, сложно спорить. Судя по всему, главный итог всей поднятой в последний год допинговой бучи заключается именно в том, что отныне ни международная федерация, ни МОК, а именно ВАДА будет диктовать свою волю в легкой атлетике. А несогласным следует помнить, что им в любой момент могут показать еще один хороший немецкий фильм с серьезными последствиями.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 8 (24890). Суббота, 16 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter