Замки уходят в оборону своих интересов

Съемку Мирского и Несвижского замков в коммерческих целях нужно согласовывать

Съемку Мирского и Несвижского замков в коммерческих целях нужно согласовывать

Жемчужины средневекового зодчества — Мирский и Несвижский замки — отреставрировали и открыли для туристов. Вот только теперь съемку зданий, их изображения на картинах, сувенирах и прочих товарах нужно согласовывать. Одно дело — использование картинки для семейного альбома, другое — в коммерческих целях.


Каждый, кто тиражирует очертания крепостей или их интерьеры, должен отчислять процент собственнику — или Национальному историко–культурному музею–заповеднику «Несвиж», или Зам­ковому комплексу «Мир». Соответствующие права уже оформил «Несвиж», «Мир» подал документы на регистрацию своих брэндов.


Явление это новое для нашей страны, где еще несколько лет назад никто и не слышал о слове «брэнд». Те фирмы, предприятия, которые защищают свою продукцию от подделки, ратуют, конечно, не только за качество, но и за прибыль. Какую цель перед собой ставят «Несвиж» и «Мир»? Не так давно в обоих музейных комплексах отказались брать на распространение путеводитель одного из издательств, уже много лет специализирующегося на литературе о путешествиях. В «Мире» и «Несвиже» решили, что им чужая продукция не нужна, и напечатали свою. Говорят, издательство не выполнило договоренности и нарушило авторское право. Комментирует Ольга Попко, директор Замкового комплекса «Мир»:


— Мы сотрудничали с фирмой, пока та не напечатала подставки под горячее с изображением экспонатов музея, не поставив нас в известность.


се просто. По закону о музеях, съемка помещений, хранящихся в них предметов возможна только с согласия музея. Сергей Климов, директор «Несвижа», за то, чтобы богатства заповедника популяризовались — в книгах, на магнитах, майках и т.п., но против того, чтобы использовались кем–то лишь для своей личной выгоды. Как пример сотрудничества Климов привел шоколад известной фабрики в обертке «Чорная Панна». В таком оформлении лакомство можно купить только в замке. И в этом состоит смысл защиты авторских прав: когда ты предлагаешь только в одной точке мира оригинальный продукт, за которым и едут туристы. Заповедник «Несвиж» обладает правами на словосочетания и образы «Чорная Панна», «Пане Коханку», «Слуцкая брама» и несколько других.


Насколько оправданно право собственности на эти символы? Экскурсовод Анатолий Варавва, когда–то прокладывавший первые туристические маршруты в Мир и Несвиж, придерживается той мысли, что «искусство принадлежит народу и поэтому не может быть собственностью учреждения, пусть даже культурного».


Сергей Климов уточняет, что от народа ничего не прячется, но отныне выручка будет поступать не только, например, полиграфической фирме, ликеро–водочному или хлебозаводу, которые решили разместить изображение замка на своей продукции, а определенный процент — заповеднику, который сохраняет национальное достояние. Кроме того, отчисления за использование фирменного знака, наименования — дополнительный источник зарплаты музейных работников.


Эта практика — мировая. И хорошо работает на Западе. Торгово–промышленная палата итальянских Монцы и Брианца сравнила стоимость брэндов некоторых памятников архитектуры. Самой дорогой оказалась Эйфелева башня — 434 миллиарда евро. Это почти в пять раз превышает стоимость торговой марки Колизея. Лондонский Тауэр оценили в 70 миллиардов. Брэнд «Милан» включает в себя модные подиумы, кафедральный собор, театр Ла Скала. Его цена — около 270 миллиардов евро.


Понятно, что если «Несвиж», «Мир» из простых туристических достопримечательностей выйдут на уровень узнаваемых во всем мире брэндов, это принесет прибыль всей стране. Кроме того, в будущем музейные комплексы смогут сами обеспечивать реставрацию, закупку экспонатов, не ожидая помощи из госбюджета. Интересы туристов нисколько не пострадают. Фотографировать для семейного альбома, Фейсбука или газеты, уверяют директора музеев, никому не запрещено.


В Беларуси товарные знаки, наименования мест происхождения товаров вносятся в реестр Национального центра интеллектуальной собственности, который предоставляет «правовую охрану» всем изобретениям и брэндам. Я поинтересовался: сможет ли, к примеру, замковый комплекс «Мир» поспорить с «Минскхлебпромом», который использует изображение крепости в оформлении своей продукции, в частности, хлеба «Радзiвiлл»? В «Минскхлебпроме» мне рассказали, что зарегистрировали этикетку хлеба с башнями Мирского замка намного раньше. А «Мир» только месяц назад подал документы на оформление авторских прав на свои брэнды, хотя, по словам директора комплекса Ольги Попко, это «дает уже сейчас исключительное право на изображение и название». Если этот чисто гипотетический спор все же возникнет, то, как объяснила патентный поверенный Галина Вашук, точку поставит судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда: «Решение коллегии окончательное и обжалованию не подлежит».


В общем, если кратко сформулировать: вы можете использовать любое изображение замков, но только для себя. А если решите на этом заработать, то придется спросить разрешения у владельцев и делиться прибылью.


По таким правилам во многих странах живут десятилетиями, у нас они только внедряются. И со стороны государства исполняются безукоризненно. Так, продукция, произведенная к чемпионату мира по хоккею белорусскими предприятиями, с 9 февраля не сможет продаваться в нашей стране. Все эксклюзивные права на производство сувениров — у шведской компании. И, несмотря на то что более 100 наших фирм выпустили свыше 200 наименований сувениров, их до окончания ЧМ придется снять с прилавков. А вернуть туда — только после завершения хоккейных состязаний. Если бы Беларусь нарушила обязательства, рассказал председатель федерации хоккея Евгений Ворсин, то это грозило бы большими штрафами:


— Мы просили пойти нам навстречу и предоставить возможность торговать выпущенной продукцией до поступления эксклюзивной, но получили отказ. Ведь это противоречит международной практике.


Среди ограниченных к продаже вещей с эмблемой чемпионата — самые популярные у туристов мелочи: от магнитов до маек.


Этот прецедент, возможно, станет наукой для многих, как надо грамотно выстраивать свои отношения с владельцами эксклюзивных брэндов. Договориться всегда можно. Любая дискуссия лишь приближает к истине и формулировке цивилизованных правил игры.


Компетентно


Вадим Щербич, начальник управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры:


— «Несвиж» и «Мир» являются юридическими лицами и вправе в соответствии с законодательством находить дополнительные источники дохода, тем более что они используют положительный международный опыт. К их инициативе зарегистрировать и защищать свои фирменные названия мы относимся положительно, потому что это оправдано в современных экономических условиях. Замки посещает огромное количество туристов, а счет идет на сотни тысяч человек, и руководство музейных комплексов видит, какая сувенирная продукция востребована людьми. Поэтому, естественно, вправе оформить свои права на те или иные популярные образы, имена. Одним из условий развития культуры является создание надежной правовой охраны произведений искусства. Вполне вероятно, что этот прецедент поможет сформировать стратегию на будущее и другим нашим учреждениям.


Марина Масташова, главный специалист отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму Министерства спорта и туризма:


— Очевидно, что процесс брэндирования будет набирать обороты, втягивая все новые и новые достопримечательности. Но пока что это новое для нашей страны явление, не массовое. Этим занимаются только организации, которые уже утвердились на рынке, заявили о себе, своем положительном имидже. Фирменный логотип, имя говорят о том, что ее обладатель — надежный, уважаемый партнер, качество услуг которого безупречно, ему есть что защищать на рынке. По сути, если ты взялся регистрировать свой продукт, значит, чувствуешь, что его могут скопировать. А копируют только вещи качественные. То, что никому не интересно, не известно, никто патентовать не будет.


Советская Белоруссия №21 (24404). Вторник, 4 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Наталья Николаевна, Гродно
Правильно! Столько денег вложили, и теперь всю эта красоту кто-то будет использовать в своих коммерческих целях? Так нельзя… Мы привыкли за годы советской власти, что культурное наследие как-будто ничего и не стоит, что все это бесплатно… Настала пора менять стереотипы. Если кто-то хочет заработать на наших «жемчужинах – пусть платит.
К.А.Е.
Абсолютно согласен с двумя последними абзацами,надо зарабатывать самим,ведь расходы на ремонт и реставрацию,а далее и на содержание огромны,начинание очень хорошее и правильное, ведь бюджет не резиновый!
Вадим
Тут надо действовать осторожно, чтобы не перегнуть палку. Когда достопримечательность пестрит ценниками, то у туристов пропадает всякое желание ее осматривать.
андрей
С одной стороны они правы, а с другой стороны они сами Радзивилам что-то платят? Ведь практически обе конторы - Мир и Несвиж используют то, что сделал этот княжеский род
Заместитель генерального директора по производству Т.Н.Акулова.
В Республике Беларусь брэнды не регистрируются, регистрируются товарные знаки. Согласно закону «О товарных знаках и знаках обслуживания» таковым признается обозначение, способствующее отличию товаров и (или) услуг одного лица от однородных товаров и (или) услуг других лиц. На практике часто смешивают два близких понятия – брэнд и товарный знак. <div><br />
Следует всегда помнить о том, что товарный знак – понятие юридическое, официальное, в то время как брэнд существует только в сознании потребителей. Понятие брэнда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят: сам товар или услуга со всеми его характеристиками, набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых пользователем и приписываемых им товару (имидж товара, brand-image), а также обещания каких-либо преимуществ, данные автором брэнда потребителям – то есть тот смысл, который вкладывают в него сами создатели.</div><div><br />
КУП «Минскхлебпром» не нарушал закона о музеях, так как не производил съемку помещений музея в каких бы то ни было целях, в том числе коммерческих.</div><div><br />
Нашему предприятию принадлежит совместный товарный знак «Радзiвілаускi» с 2004 года, срок действия его регистрации продлен по 2024 г. Право на товарный знак охраняется государством на основании регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности.</div><div><br />
КУП «Минскхлебпром» никоим образом не препятствует выходу «Мира» и «Несвижа» на уровень узнаваемости во всем мире. Напротив, мы будем горды этим, так как считаем Беларусь нашим общим домом.</div><div><br />
В оформлении нашей продукции, в частности, хлеба Радзівiлл, использовано фантазийное изображение, сходство которого с Мирским замком не очевидно и субъективно с точки зрения каждого человека. В любом случае это не фотография и даже не рисунок (срисовка).</div><div><br />
Также, замечу, что в 2008 году Эльжбета Радзивил дала интервью корреспонденту «Комсомольской правды». Вот выдержка оттуда:</div><div><br />
«Боже, это черный хлеб из Беларуси! – Передаю пани Радзивилл огромный «Радзивилловский» хлеб 2,4 килограмма. – Я была в Беларуси в 1993 году, ела этот хлеб и до сих пор помню его чудесный вкус!..»<br />
И последнее, о коммерческой выгоде. Общеизвестно, что хлеб является социально значимым продуктом. КУП «Минскхлебпром» является основным производителем и поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий на рынок города Минска и включен в Государственный реестр субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках города Минска по позициям «хлеб и хлебобулочные изделия», отпускные цены на которую регулируются государством.</div><div><br />
Наши мастера-хлебопеки соединили старинные традиции с новейшими технологиями для получения продукта наивысшего качества.</div><div><br />
А качество нашего хлеба по вкусу даже князьям.</div>
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости