Памятники архитектуры рассыпаются на глазах. Кто и на каких условиях должен их спасать?

ЗАмки не на замкЕ

Мы хотим, чтобы к нам приезжали иностранцы и открывали нашу страну. Но, понятное дело, турист поедет только туда, где есть на что посмотреть. Мы по-настоящему гордимся Мирским и Несвижским замками, включенными в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но этого мало. Учитывая количество памятников, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей, подобные места притяжения могли бы быть в каждом районе. Не зря Беларусь называли в свое время страной замков — через каждые несколько десятков километров стояло величественное строение. Сегодня же памятники архитектуры рассыпаются на глазах. Но их еще можно спасти. Кто и на каких условиях должен этим заниматься?


Счет из прошлого

Вадим Глинник, архитектор-реставратор, председатель правления фонда “Культурное наследие и современность”

Необходимо признать — государство не всегда в состоянии обеспечить сохранность и реставрацию архитектурного наследия. Что можно сделать? Необходимо разделить понятия “охрана” и “реставрация”. Юридической охраной должны заниматься государственные институты. Инспектора на местах находятся в прямом подчинении руководителей местной власти, которая, являясь собственником исторических объектов, несет ответственность за их сохранность. По примеру ГАИ необходимо создать независимую от местной власти Государственную инспекцию охраны культурного наследия и обеспечить ее бюджетом и квалифицированными кадрами.

Государственное управление культурными ресурсами следует не ослаблять, а усиливать! Сегодня наличие охраняемого государством объекта создает сложности местной власти, так как не подкреплено выделением бюджетных средств на его сохранение и реставрацию. Необходимо создать условия, при которых на местах власти будут стремиться включать свои объекты в государственный список, а не наоборот. Бюджетные средства необходимо направить на обеспечение государственной культурной политики на местах (выявление, учет, охрана, исследования, образование, разработка проектов зон охраны и т. д.). Это поможет ослабить нагрузку на инвесторов, на которых сегодня неоправданно перекладывают обязанности финансировать часть государственных расходов на охрану культурного наследия, которое по определению принадлежит всему нашему народу.

Реставрацией должны заниматься специализированные организации с обученным персоналом и достаточной материальной базой. Важно, чтобы государство отрегулировало этот рынок, то есть определило действующие на нем понятные и четкие правила. Для этого необходимо создавать систему реставрационных стандартов.

Чтобы сохранить исторические здания, их надо использовать. Дешевле и проще поддерживать здания и не доводить их до дорогостоящих восстановительных работ. Но за последнее время большинство наших памятников уже доведено до состояния руины. Где взять на все средства? Нужно думать, как дополнить усилия государственных институтов энтузиазмом гражданского общества и управленческой эффективностью частного бизнеса.

Действующая сегодня методика определения стоимости исторических зданий не стимулирует инвесторов. По рыночным ценам можно продавать уже отреставрированные здания. Поэтому инвесторам следует передавать памятники за символический 1 рубль, но при условии соблюдения четкого графика вложения средств — через три года должна быть отреставрирована одна часть здания, через пять — другая и так далее. При этом обществу должна быть гарантирована возможность туристического доступа к наиболее интересным частям приватизированных исторических объектов. А инвестор должен быть лишен права перепродажи здания до окончания реставрационных работ. И важно обеспечить инвесторам доступ к дешевым кредитам.

В отличие от природных культурные ресурсы являются принципиально не возобновляемыми. Утратить подлинное культурное наследие можно лишь один раз. А ведь памятники обладают не только культурной, но и социально-экономической ценностью. Между богатым наследием и богатой современной жизнью существует прямая связь. И об этом нужно всегда помнить.

Ответственность – на собственнике

Аксана Смотренко, начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры

Согласно законодательству ответственность за сохранность материальных историко-культурных ценностей несет их собственник или землепользователь, на участке которого они расположены. Они подписывают охранные обязательства и отвечают за объект. В большинстве случаев ответственность за сохранность историко-культурных ценностей, которые не имеют функционального использования, возлагается на местные исполнительные органы. Министерство культуры координирует деятельность местных исполнительных и распорядительных органов областного и базового территориальных уровней, определяет общую стратегию развития, обеспечивает оказание методической помощи субъектам, способствует проведению мероприятий по охране историко-культурного и археологического наследия. А вот как делать, когда и за какие деньги — все это решают собственники.

По-хорошему порядок на своей даче мы наводим как минимум раз в год. Ремонт в квартире делаем раз в два-три года. Систематично работы должны проводиться и на объектах историко-культурного наследия. К сожалению, памятники, которые не имеют пользователя, ждут по 10, 20, 50, 100 лет, когда к ним кто-то придет и что-то на них сделает. А делать нужно ежегодно. Существует норма, по которой каждую весну и осень здания, не только исторические, проходят осмотры технического состояния, по результатам которых уточняется и проводится перечень необходимых работ.

В настоящее время имеется множество примеров выполненных работ на памятниках архитектуры. К наиболее значимым и посещаемым объектам, на которых в последнее десятилетие завершены реставрационные работы, относятся всем известные замки в Мире и Несвиже, здания Национального академического Большого театра оперы и балета, Национального академического театра имени Я. Купалы в Минске. Можно называть еще множество объектов, на которых реставрационные работы завершены. В течение года в среднем около 100 объектов вводятся в эксплуатацию после проведения работ различного объема и характера.

Но так не везде. Местными исполнительными и распорядительными органами не принимаются достаточные усилия для придания новых функций объектам наследия, включения их в туристическую сферу или установление других условий показа, экспонирования и использования. Не гарантируется необходимый ежегодный комплекс работ по обслуживанию и обеспечению надлежащего технического состояния. В итоге здания ветшают. А ведь за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия предусмотрены административная и даже уголовная ответственности — вплоть до лишения свободы до трех лет.

Не всегда спасает памятники и приход инвестора. При передаче права собственности часто не учитываются обременения в отношении таких объектов, не на должном уровне разъяснительная работа и контроль за использованием строений.

При проведении реставрации важным является знание законодательства, лучших примеров национальной и зарубежной этой специфической практики, подробное изучение историко-культурной ценности, привлечение квалифицированных специалистов для разработки научно-проектной документации и выполнения работ. Именно на проектной стадии формируется диалог между заказчиком и исполнителем, в ходе которого должны быть выработаны решения, основанные на “уважении” к объекту наследия. Основополагающее значение для принятия обоснованных решений имеют научно-исследовательские работы — археологические, архивно-библиографические, инженерные, химико-физические исследования свойств материалов, которые выполняются в составе проектной документации. Все это обеспечивает сохранность подлинных отличительных особенностей историко-культурной ценности. Но, к сожалению, мы знаем случаи, когда, приобретая уникальный объект, новый собственник желает внести такие изменения в его архитектурное и объемно-планировочное решение, которые фактически приводят к утрате историко-культурной ценности.

Как видим, причина разрушения нашего наследия не только в отсутствии денежных средств. К сожалению, некоторые наши соотечественники просто не ценят это наследие, не понимают, почему это так важно, ждут, что кто-то другой придет и уберет, отремонтирует.

Считаю, что для достижения положительного эффекта в вопросах охраны наследия, кроме мер популяризации, необходимо внедрять понимание, что восприятие накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта является важным условием для индивидуального и общего развития. И при передаче в собственность необходимо строить взаимоотношения на принципе приоритета права общества на сохранение культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter