Российский союз туриндустрии (РСТ) уже признал текущий сезон худшим за пять лет. Банкротство крупных туроператоров связано, прежде всего, с политической ситуацией, сложившейся с начала этого года, отмечают в организации. Кроме того, на бизнес операторов повлияла очень жесткая конкуренция в туристической области России.
Впрочем, похоже, что правоохранительные органы имеют свою точку зрения на эту проблему. Они сравнивают деятельность туроператоров с финансовыми «пирамидами». Ведь вся эта череда разорений пришлась на пик курортного сезона, когда десятки тысяч туристов, честно и загодя оплатив свои поездки, надеялись отправиться в путешествие. Однако до авиаперевозчиков и отелей, как теперь выясняется, эти средства либо не дошли вовсе, либо дошли лишь частично. Накануне представитель Следственного Комитета России Владимир Маркин заявил, что против обанкротившихся турфирм «Нева» и «Лабиринт» могут возбудить уголовное дело по факту мошенничества. Следователи намерены провести тщательную проверку всех организаций, заявивших о банкротстве и нарушивших права туристов.
По оценкам РСТ, общее число пострадавших туристов после банкротства туроператора «Лабиринт», может достичь 65 тыс. Уточняется, что на заграничных курортах остаются еще около 16-17 тысяч клиентов компании (больше 5 тысяч уже вернулись на Родину). Ранее сообщалось, что от банкротств последних дней пострадали около 27 тысяч туристов.
Между тем в РСТ отмечают, что всем им придется несладко. По предварительным подсчетам, если число пострадавших действительно составит 65 тысяч и все они обратятся в страховые компании, то сумма возмещения не превысит 2 тысяч российских рублей за тур.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Надежда ЧЕРЕПКО, специалист по туризму ЧУП «Артел Тур»:
— Наши агентства нередко предлагают клиентам воспользоваться системой «Фортуна». Она может называться по-разному — «Бинго», «Рулетка», «Express», но суть одна. Подобная услуга позволяет экономить иногда до 20 процентов, но при этом клиент покупает кота в мешке. Турист выбирает категорию отеля, курорт или регион и систему питания. Однако название и местоположение конкретного отеля он узнает лишь за несколько дней до вылета либо же и вовсе в день прилета. Для клиента это гарантия в любом случае заселиться в отель выбранной категории, а для туроператора — возможность продать свободные места, которые были выкуплены у отелей. В любом случае турист за путевку не переплачивает и получает отдых за свои деньги, но могут быть и сложности...
«Фортуной» целесообразно пользоваться, когда курорт имеет однотипные отели, сильно не отличающиеся по уровню сервиса. Вместе с тем существует негласное правило: чем дороже и респектабельнее направление, тем меньше предложений по системе «Фортуна» по нему будет представлено. Правда, воспользоваться в августе подобной услугой на туры с вылетом из Минска практически невозможно: путевки и без того раскупаются как горячие пирожки.
Александр БЕНЬКО
benko@sb.by