Обзор книг «Дзіцячы атлас Беларусі. Замкі, крэпасці, бажніцы» и Нила Геймана «Американские боги»

Замки и мифы

Яраш Малішэўскі. Дзіцячы атлас Беларусі. Замкі, крэпасці, бажніцы. 
Мінск, Мастацкая літаратура, 2019

«Нашыя помнікі — адзін з тых падмуркаў, на якіх і будуецца ўсведамленне сябе як чалавека, што ведае свае карані. І яны даюць моц — жыць і ствараць. У кожным з іх — свая магія. І я спадзяюся, што гэтая кніга дапаможа вам пазнаёміцца з імі, а пасля ў вандраваннях па такой прыгожай, найлепшай у свеце краіне — Беларусі».

Гэтак звяртаецца да чытача стваральнік атласа, вядомы гісторык Яраш Малішэўскі. Ён ведае, пра што гаворыць — бо аб’ехаў і абышоў усю Беларусь, кожны храм, кожны замак, пра які распавядае, бачыў на ўласныя вочы, а тое-сёе і знайшоў у архіўных росшуках. Дзівосны свет адкрываецца для чытачоў гэтай кнігі. Вы чулі, напрыклад, пра царкву Найсвяцейшай Тройцы ў Вялікай Сваротве? А храм унікальны, хоць і не самы старажытны: у плане ён — роўнастаронні трохкутнік. Нават алтар у ім быў трохкутны! А вось у царкве Пакрова Найсвяцейшай Багародзіцы ў Вейна, наадварот, усе куты паўкруглыя. А ў Лявонпалі знаходзіцца драўляны храм XVIII стагоддзя, збудаваны без ніводнага цвіка. У атласе можна пабачыць і тыя помнікі, якія даўно зруйнаваныя, — напрыклад, Ляхавіцкі замак, што напрыканцы XVI стагоддзя збудаваў Ян Караль Хадкевіч на беразе ракі Ведзьмы, ці Смалянскі замак, фундаваны князем Сымонам Самуэлем Сангушкам у XVII стагоддзі, — яго называлі Белы Ковель. Кожная старонка — адкрыццё. Юнага чытача абавязкова пацягне ў дарогу. 

Нил Гейман. Американские боги. 
Издательство АСТ, Москва, 2018

Это тот редкий случай, когда можно согласиться, что экранизация получилась интереснее книги. Я говорю о популярном сериале по мотивам геймановского романа — уже вышли два сезона, зрители с нетерпением ожидают третий. Впрочем, не пытайтесь смотреть это кино с книгой в руках — в сценарии появились новые сюжетные ходы, многое раскрыто по-другому. Хотя неповторимый черный юмор присутствует и там, и там. Гейман, как всегда, играет с мифологией. Главный герой — молодой человек со странным именем Тень Лун. Он сидит в тюрьме, взяв на себя вину жены. Жену, естественно, обожает, ждет воссоединения... Вот только не дождался: Лора погибла в аварии. Неприкаянному вдовцу тут же предлагает работу жуликоватый, но обаятельный пожилой человек в белом плаще, назвавшийся Средой. Тень Лун соглашается стать кем-то вроде телохранителя и секретаря. И начинает понимать, что попал по-крупному. И не в свой мир. Портной оказывается африканским богом-пауком, насмешником Ананси, владельцы похоронного бюро — египетскими богами смерти, официантка в мотеле — индийской зловещей богиней Кали. Да и сам Среда — не кто иной, как скандинавский Один. И два его ворона тут как тут… Хоть и сам Тень Лун не совсем человек, впрочем, спойлерить не стану. Гейман использует известную модель: боги существуют в той степени, в которой в них верят. Чем меньше верят — тем бессильнее бог, вынужденный приспосабливаться к жизни в людском мире. Все эти старые европейские божества были когда-то завезены в Америку эмигрантами. А тут возникли новые боги, порожденные компьютерными технологиями и информационным взрывом. Кто-то из старых богов с ними подружился, синтезировался — но властолюбивый Один хочет все решить войной. Будет ли финал сериала таким, как в книге, — никто пока не знает. 

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter