Заметки неравнодушного пассажира

О пригородном железнодорожном транспорте

Электричка - в меру комфортный, удобный транспорт. Связывает огромное количество городов, деревень и поселков. Без нее невозможно представить нашу жизнь. Понимаю: железная дорога - отрасль непростая. По уровню и сложности управления не имеет равных в экономической системе. Тем не менее есть нюансы, о которых хотелось бы поговорить с людьми, отвечающими за работу железнодорожных магистралей.


Цена. Давно ли вы путешествовали по Минской области, например? Здесь расположено великое множество дачных участков и загородных домов минчан. Обратили внимание, что стоимость проезда в электропоезде очень недалеко ушла от цены билета в десяти-, пятнадцатиместном микроавтобусе? Например, недавно в Молодечно съездил на маршрутке за 6 тысяч рублей. Обратно вернулся на электричке за 3 тысячи 610 рублей.


Но стоимость проезда в электричке по определению не может быть сопоставима с другими видами транспорта. Тем более с автомобильным. Условия эксплуатации разные. Особенно в зимнее время. Электропоезд состоит из 10 вагонов на тысячу посадочных мест. Управляют им два работника: машинист и его помощник. Есть еще преимущества: более дешевая (в пересчете на километр) электроэнергия. Магистральные пути ровные, без выбоин и ухабов. Сроки износа основных фондов довольно длительные. К тому же, как нам не устают напоминать, цена билета в электричке дотируется. Выходит, реальная себестоимость еще выше?


Нужен еще пример? Пожалуйста. Поездка к дачам, расположенным, допустим, в деревне Татарщизна (примерно 60 километров от Минска), обойдется около 6 тысяч рублей. Туда и обратно. 50 рублей за километр. Минским троллейбусным маршрутом № 53 из Малиновки в Зеленый Луг (около 20 километров) можно прокатиться по одному талончику за 700 рублей. 35 рублей за километр. Оба перевозчика доставку пассажиров дотируют...


Не потому ли одну и ту же характерную картину наблюдаем с сентября по май? Пассажиропоток на пригородном железнодорожном транспорте резко падает. Причина проста: дорого. В это время заканчивается период сезонных льгот для пенсионеров, когда билет стоит вдвое дешевле.


Билеты. Казалось бы, привередничаю. Что еще нужно? Имеются крупные вокзалы и небольшие остановочные пункты с кассами. Плати и катайся. Но я о безбилетниках, о "зайцах", как их называют в народе. Среди них ведь не только любители покататься даром, но и вполне законопослушные транзитные пассажиры, у которых не хватает времени на приобретение билета или просто опаздывающие. В Украине и Российской Федерации на этот случай в электричках имеются билетные кассиры. Не призываю слепо перенимать опыт соседей. В век высоких технологий живем. Это могут быть и автоматы по продаже билетов прямо в электричках. Почему бы и нет?


Санитарные зоны. В каждой электричке границы санитарной зоны, когда санузлы не функционируют, обозначены. В направлении Минск - Молодечно это расстояния до станции Беларусь и затем от остановочного пункта Мясота до конечной. По времени больше часа пути. А в вагонах дети, инвалиды, пенсионеры. Есть проблемы.


На участке Минск - Ждановичи строится скоростная пригородная магистраль. Дело нужное. И условия сложные. Движение железнодорожного транспорта в обоих направлениях осуществляется по одной колее. Понимаю. Но на остановке Лебяжий всегда множество пассажиров. Огромный рынок. А укрыться людям в непогоду негде. На месте старого внушительного здания для ожидания электрички - груда бетона. А ведь для того чтобы решить вопрос, не нужно капитальных строений, достаточно легкой переносной конструкции - навеса. Не скажу, что администрация железной дороги черства к пассажирам. На видном месте висит плакат с извинениями за причиненные неудобства. Но разве от этого становится теплее в дождь и снег под открытым небом? Надо больше думать о людях, говорил Президент на четвертом Всебелорусском собрании. Ох как надо! И монополистам тоже.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter