Что необходимо учитывать на переговорах с МВФ

Заметки на полях кредитной истории

В нашей стране завершила работу миссия Международного валютного фонда. Для продолжения переговоров по новой кредитной программе в Вашингтон вылетела белорусская делегация. Речь идет о получении кредита МВФ на три миллиарда долларов под 2,3 процента годовых сроком на 10 лет. Условия займа выглядят весьма привлекательно, и, казалось бы, почему им не воспользоваться. Тем более что деньги нужны нам для рефинансирования внешнего долга и поддержания стабильности на валютном и финансовом рынке. Однако есть тут нюанс. Традиционно кредиты фонд увязывает с проведением «структурных реформ». И здесь нашим экономистам и финансистам предстоит семь раз отмерить, чтобы принять единственно верное решение. На совещании по этому вопросу Президент четко обозначил главный принцип, из которого следует исходить на переговорах с зарубежными кредиторами: не навредить национальным интересам. С учетом этого требования Александр Лукашенко распорядился скорректировать письмо в МВФ о готовности Беларуси взять на себя те или иные обязательства. Председатель Правления Национального банка Павел Каллаур рассказал журналистам, что именно в этом ключе письмо будет доработано.

Дилемма заключается в том, что сами требования МВФ как таковые не отвергаются, поскольку они основаны на объективных законах экономики. Вопрос в другом — как их реализация отразится на благосостоянии людей? К примеру, нам предлагают немедленно приватизировать все и вся, причем без вмешательства государства в этот процесс.

— Слепо следуя этим наставлениям, мы рискуем вернуться в хаос 90–х годов и столкнуться с той же проблемой, что и Россия, Польша, Аргентина, где такое «оздоровление» привело к всплеску безработицы и обострению социальной напряженности, — предостерегает доктор экономических наук Ирина Новикова. — Сегодня очень большая доля госсобственности существует в США, Швеции, Германии, Франции. И никто там не требует ее отнять и поделить. Поэтому наши переговорщики должны договариваться о поэтапной, постепенной приватизации либо вообще отложить ее на какой–то период.

Доктор экономических наук Сергей Солодовников призывает не делать фетиш из структурных реформ:

— Важно понять, что сегодня в мире форма собственности уже слабо влияет на эффективность предприятий. В 30 самых экономически развитых странах доля госсобственности за последние 50 лет выросла в разы. Почему мы должны идти против глобальных трендов?

Суперлиберальные требования у МВФ и к реформе ЖКХ. Суть их проста: резко поднять тарифы, а зарплаты «заморозить». Сергей Солодовников категорически не приемлет такой «шоковый» вариант:


— Понятно, что это стандартная рекомендация, рассчитанная в том числе на ослабление потенциальных конкурентов. Мы, кстати, уже движемся по пути оптимизации ЖКХ, который давным–давно для себя наметили. Принцип здесь простой: чтобы люди могли за те или иные коммунальные услуги платить больше, надо, чтобы они стали больше зарабатывать.

Другими словами, в требованиях МВФ нет ничего экстраординарного. Выполнять их или нет — право каждого государства. Наша страна еще двадцать лет назад сделала выбор в пользу эволюционной трансформации экономики. И сегодня продолжает этот путь, соизмеряя все решения и действия прежде всего с тем, как они отразятся на уровне благосостояния людей.

konon@sb.by

Советская Белоруссия № 191 (25073). Среда, 5 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter