Заметки на нефтяных полях

Об открытии первой Национальной выставки в Каракасе
В кассах «Белавиа» к пассажирам «до Каракаса» теперь относятся примерно так же, как к пассажирам «до Москвы». То есть как к чему–то совершенно привычному. Хотя еще несколько лет назад билет в этом направлении просили, как говорится, раз в год. А немки–стюардессы с венесуэльских рейсов «Люфтганзы» потихоньку учат русский — все для клиента. А клиент у них в последнее время пошел все чаще изъясняющийся на языке Пушкина, а не Гете и Сервантеса. В том самолете, которым летела в столицу Венесуэлы группа журналистов из Беларуси, в том числе и корреспондент «СБ», наши соотечественники составляли добрую половину пассажиров.

Сотрудничество с этой латиноамериканской страной набирает обороты. Настоящий взрыв активности и соответствующий пассажиропоток связан с визитом Президента и первой Национальной выставкой, которую он открывает в Каракасе.

Сюда съехались представители более чем 200 белорусских предприятий. С собой они привезли образцы своей продукции: на выставке представлен полный спектр белорусского производства, вплоть до большегрузной техники. Хотя выставка открывается только сегодня, уже сейчас можно говорить о первых успехах. Обратно белорусские бизнесмены определенно поедут налегке — практически на все привезенные товары уже имеется покупатель.

Минск надеется, что выставка станет прорывом на местный рынок — не только Венесуэлы, но и соседних с ней стран Южной Америки. В последнем выпуске наш «Вестник внешнеэкономических связей» приводит слова Государственного секретаря Совета Безопасности, сопредседателя двусторонней комиссии высокого уровня Виктора Шеймана о том, что «Экспо Беларусь» выходит за рамки двусторонних отношений, поскольку участие в ней намерены принять представители стран Карибского бассейна, государства — члены МЕРКОСУР и другие.

Здесь скептик заметит, что между нашими континентами многие тысячи километров, как тут эффективно торговать? Что правда то правда. Расстояние, безусловно, препятствие для экономических отношений, но вовсе не непреодолимое. Это показывает опыт таких государств, как Япония или Германия, строящих свои экономики на экспорте товаров по всему миру.

А кроме того, что обычная торговля в том, что касается Венесуэлы, вовсе не исчерпала весь свой ресурс, есть, напоминают специалисты, и другие формы сотрудничества, для которых километры не помеха. Можно, например, подобно транснациональным корпорациям, открывать производство за рубежом. Этот вариант особенно поддерживает венесуэльское руководство, и гиганты МАЗ, МТЗ, БелАЗ, «Горизонт» готовы создавать там совместные производства.

Кроме того, свою прибыльность давно доказала торговля услугами. В этом направлении тоже уже есть определенные подвижки. Так, совершая пресс–тур по стране, мы не раз встречали в гостиницах белорусских специалистов–нефтяников, за долгие месяцы соскучившихся по общению с земляками. Они работают в бассейне реки Ориноко — местности, где, как утверждают, возможно, с некоторой долей субъективизма, венесуэльцы, расположены самые большие запасы нефти в мире. Как бы то ни было, эта страна является одним из признанных лидеров по добыче нефти, и я своими глазами видел: из земли здесь в буквальном смысле сочится нефть.

От прошлых встреч Уго Чавеса и Александра Лукашенко остались договоренности о том, что Беларусь не только будет помогать разведывать и добывать нефть, но также сможет воспользоваться результатами своей работы, т.е. будет добывать «черное золото» частично и для себя.

Безусловно, рынок есть рынок и в конечном итоге побеждает тот, кто предлагает лучший товар по лучшей цене. И все же давно известно: хорошие межгосударственные отношения стимулируют развитие взаимной торговли и наоборот. В качестве примера можно привести опять же нефтяную отрасль Венесуэлы. Только напряженными отношениями между Каракасом и Вашингтоном можно объяснить тот факт, что американские компании, доминировавшие в этом секторе экономики Венесуэлы в прошлом веке, в нынешнем практически в полном составе удалены с нефтяных полей...

Между официальным Минском и Каракасом сложились самые теплые отношения, что, безусловно, позитивно сказывается на белорусско–венесуэльских отношениях в целом. По крайней мере, нам здесь везде говорили «Бьен венидо!», что по–испански значит «Добро пожаловать!».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter