Врачи и ученые — об осложнениях, вызываемых COVID-19, и о том, как их можно минимизировать

Заметки на эпикризе

Витебская область практически первой в стране подверглась масштабному наступлению непредсказуемого вируса. Зараженные COVID-19 пациенты здесь были выявлены в феврале, очень быстро вирус стал распространяться по региону. И это несмотря на все усилия врачей и органов местной власти как можно быстрее остановить заразу. Сегодня мы понимаем — сделать это было просто невозможно. Уберечься от этой инфекции не смогло ни одно государство, а в европейских странах пандемия унесла сотни тысяч человеческих жизней. И сейчас вирус продолжает удивлять, меняя свое обличье и симптомы… Сегодня на примере Витебской области мы решили проанализировать, какие отдаленные последствия болезни переживают те, кто встретился с COVID-19 в числе первых. Насколько хорошо они себя чувствуют и какие выводы в этом регионе сделали практикующие врачи и ученые? Как-никак с момента появления здесь первых пациентов прошло уже почти девять месяцев.

В центральной городской поликлинике Витебска ежедневно реабилитацию проходят десятки человек.

Антитела защищают

Супруги Валентина и Петр Кульгавые из Витебска попали в инфекционную больницу с двухсторонним ковидным воспалением легких в марте. Вместе с двумя взрослыми сыновьями. Тяжелее всех пришлось Петру Васильевичу, его спасали в реанимации. Не думала, что выживет, и Валентина — при ее хроническом бронхите вирус мог оказаться смертельным испытанием. Легче всех заражение перенес младший сын — 24-летний Сергей. У него только пропало обоняние, других симптомов не было.

— После нескольких недель в больнице и множества лекарств, — рассказывает Валентина Павловна, — думала, никак не оправлюсь. За истекшее с тех пор время уже дважды прошла реабилитацию при дневном стационаре поликлиники, отдыхала в санатории. Сейчас чувствую себя неплохо. Единственное, что пока не удается восстановить, — дыхание. При малейшей физической нагрузке начинается одышка. Пыхчу, как паровоз… Очень сложно носить медицинскую маску — она тут же вызывает кашель. До сих пор часто ощущаю усталость. Так же как и муж. Сыновья, к счастью, на здоровье не жалуются — они уже забыли о случившемся.

Александру Михальченко еще нет сорока. Он тоже был в числе первых витебских пациентов. Для вполне здорового молодого мужчины, увлекающегося спортом, вирус оказался более чем серьезным испытанием.

— С момента заболевания и до поставленного диагноза у меня тогда прошло дней десять, — вспоминает Александр. — Три мазка на COVID-19 были отрицательными, врачи считали, что лечат гриппозные осложнения. А мне все хуже… Реанимация, кислород, волнение родственников и неутешительная констатация факта: «Состояние тяжелое». Я не мог сказать ни слова — задыхался. Лекарства не помогали.

Петр Васильевич и Валентина Павловна Кульгавые прошли уже несколько курсов реабилитации.

Течение заболевания было не совсем типичным, да и опыта у медиков распознать быстро меняющуюся личину нового вируса еще не было. Наконец тест дал плюс и COVID-19 удалось идентифицировать. Назначения поменяли, и дело пошло на поправку.

— Да, процесс восстановления занял определенное время, — отмечает сейчас Александр Михальченко. — Долго не проходили одышка, слабость. Месяца три сложно было справляться с физическими нагрузками. Но я обошелся без медицинской реабилитации. Сейчас полностью вернулся к прежнему активному образу жизни. Как и раньше, играю в волейбол.

Нейтрализовать последствия

Главный врач Витебской городской центральной поликлиники Станислав Титович отмечает: восстановление здоровья пациентов, перенесших COVID-19, — первоочередная задача медиков.

— В условиях второй волны пандемии мы снова работаем в особом режиме. До минимума сокращены посещения поликлиник, плановые приемы специалистов, работа вспомогательных служб типа дневных стационаров и физиотерапевтических отделений. Но все это не касается тех, кто перенес коронавирус. В зависимости от тяжести течения болезни и проявляющихся последствий для них разрабатываются индивидуальные программы обследований и реабилитации. Это и капельницы, и уколы, и массажи, электро- и магнитолечение, дыхательная гимнастика. Стационарные реабилитационные подразделения сокращены, поэтому нагрузка на поликлиники в этом плане возросла. Объясняем пациентам — именно ранняя реабилитация наиболее эффективна.

Станислав Иосифович перечисляет основные жалобы, с которыми обращаются к врачам вчерашние больные: утомляемость, слабость, потливость, остаточные явления кашля. В ряде случаев важна и психологическая поддержка.

Какие хронические заболевания, по наблюдениям участковых врачей, обостряют коронавирус? В чем заключается постковидный синдром?

— Прежде всего обостряются заболевания, связанные с сердечно-сосудистыми патологиями, — констатирует Станислав Титович. — Ведь уже доказано, что вирус оказывает негативное влияние не только на сосуды в легких, но и в целом сосудистую систему человека. В том числе и на мозг. Кто-то этого даже не заметит, а у кого-то обострится артериальная гипертензия, появятся нарушения в работе сердца. Часто начинает капризничать кишечник. Не всегда быстро и в полном объеме восстанавливаются обоняние и вкус. Могут появляться непонятные высыпания типа крапивницы.

В помощь медикам — целый спектр физиотерапевтических методик.

Поле для ученых

Чем лучше мы изучим и распознаем все уловки непредсказуемого и хитрого вируса, тем быстрее определим оптимальные пути профилактики, лечения и борьбы с его разрушительными последствиями. В настоящее время сразу несколько ученых Витебского государственного медицинского университета проводят научные исследования COVID-19 в различных направлениях. С помощью практиков собраны, требуют обобщения и углубленного изучения многие данные по коронавирусу.

Профессор Владислав Подпалов, главный внештатный кардиолог управления здравоохранения Витебского облисполкома, заведующий кафедрой общеврачебной практики и кардиологии ВГМУ, рассказывает:

— Поле деятельности для научных изысканий огромное. Это касается как последствий пандемии, так и возможного влияния лекарств. Работы, я думаю, хватит не на один год. Для меня как кардиолога важно, что не только наш, но и мировой опыт показывает — резкого скачка инфарктов после COVID-19 не наблюдается. В большинстве своем последствия идут через развитие миокардита и срыв сердечного ритма, проявления хронической сердечной недостаточности. Примечательно, что по сравнению с европейскими странами у нас минимальная смертность. И это благодаря тому, что Беларусь смогла выработать нужный алгоритм лечения пациентов с проблемами сердечно-сосудистой системы, осложненными вирусом. Даже в самое эпидемиологически напряженное время сохранены все подразделения, оказывающие помощь экстренным больным, в том числе и больным с коронавирусной инфекцией. Под строгим наблюдением остаются хронические пациенты. Примечательно, что Витебская область первой начинает реализовывать масштабную программу — под обязательный контроль кардиологов возьмут всех пациентов, перенесших COVID-19.

Главный внештатный гастроэнтеролог профессор Геннадий Юпатов и его ассистент, реаниматолог Вячеслав Прищепенко, сейчас трудятся в очаге коронавируса — перепрофилированном Витебском областном клиническом специализированном центре. Здесь, на передовой, заодно нарабатывают и базу для будущих научных изысканий. Геннадий Иванович делится наблюдениями: после коронавируса у ряда пациентов наблюдаются высокие показатели печеночных проб. Но через некоторое время они приходят в норму. Чаще обостряются хронические гастриты и другие заболевания ЖКТ. Вячеслав Александрович отмечает: больше всего пациенты реанимации жалуются на боли в сердце, аритмию, выраженную одышку. Важный нюанс: вторая волна COVID-19 характеризуется более тяжелым течением заболевания. Необходимость кислородной поддержки для пациентов возросла.

Доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии Ирина Щурок сейчас занимается изучением иммунитета слизистых оболочек и клеточных механизмов. Нужно выяснить, как именно работает иммунная система в конкретных случаях? Почему кто-то переносит заболевание легко, а кто-то тяжело. Отчего иммунный ответ бывает настолько разным и как можно запрограммировать защиту организма от вируса?

Одним словом, практикующие медики и ученые сегодня выступают против коварной инфекции сообща. Будем надеяться, что им в скором времени удастся разгадать все секреты этого опасного пришельца.

Begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter