Заметки на Елисейских Полях

Только что в Париже прошли торжества по случаю столетия окончания Первой мировой войны. Даже невооруженным глазом видно — это история не про то, что было сто лет назад. Не о прошлой войне, которая не принесла никому ни доблести, ни гордости, ни славы. Это история о будущем мире, который надо построить, исходя из уроков прошлого. Из того бесславия и позора, когда Европа, говоря словами французского президента Макрона, «почти совершила самоубийство». Прямо скажем, повод для торжеств так себе... Главными были не торжественные церемонии, а то, что происходило на полях, — новые заявления, обмен мнениями, просто слова, брошенные в ходе неформального общения мировых лидеров. Мировая пресса ловила улыбки и оттопыренные кверху пальцы на парижских мероприятиях, пытаясь расшифровать новые знаки. Воплотятся ли они в по–настоящему новую европейскую стратегию?


Именно отсутствие четкой и ясной стратегии развития, устраивающей всех, привело наш общеевропейский дом к тому состоянию, которое тревожит всех. Европа вот уже пару десятилетий как живет в состоянии раздоров. Это и конфликт в Украине, и санкции, и разногласия практически по всем вопросам мировой повестки, от Сирии до Северной Кореи. А наивысшей точкой напряжения стали разногласия по поводу ядерного договора, ДРСМД (Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности). Как говорится, дальше падать некуда — страшнее Первой и Второй мировых войн может быть только третья.

Так прозвучала ли в минувшие выходные в Париже новая европейская стратегия? Сразу скажу: ее там пока не было да и не могло быть. Много писалось о том, что Эммануэль Макрон устроил пиар–акцию прежде всего для себя, для своей страны, пытаясь продемонстрировать возвращение Франции в качестве мировой державы, а себя как европейского лидера. Косвенным подтверждением этого стала его настойчивая рекомендация не проводить встречу Владимира Путина и Дональда Трампа на Елисейских Полях. Ведь такая встреча затмила бы всю церемонию, которую Париж проводил на весь мир. Сам же Макрон вопреки ожиданию не изложил в своей речи у Триумфальной арки никакой стратегии. Он призвал всех жить в дружбе...

И тем не менее даже эта внешне эффектная, но стратегически пустоватая церемония имеет свой смысл и цель. Европа сто лет назад совершила самоубийство из–за амбиций соперничавших государств, накачавших мускулы, закупивших сверхсовременные по тем временам вооружения. Им не терпелось пустить эту силу в ход ради контроля над ресурсами, территориями, капиталами.

Все эти амбиции практически у всех участников имеются и сейчас. Но никто из них не готов и не хочет применить силу. Да, Европа пребывает в состоянии раздоров, но не в состоянии непримиримых противоречий, которые можно разрешить силой оружия. Пока что мы наблюдаем столкновение идей и систем. Иными словами, раздрай пока что в головах, в отсутствии идеологии сотрудничества. Но стремление к такому сотрудничеству все–таки есть.

Оно в риторических словах Макрона о необходимости жить в дружбе. В символическом нахождении мировых лидеров всех вместе за одной трибуной. В бодрых отчетах о том, что в Париже Дональд Трамп провел продуктивную дискуссию с Владимиром Путиным, президентом Франции Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Ангелой Меркель и другими мировыми лидерами.

Они, кстати, обсудили Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, торговлю, санкции, ситуацию в Сирии, Саудовской Аравии, Афганистане и Северной Корее. Также большинство прибывших в Париж мировых лидеров собрались на заседание Форума мира в большом зале парка Ла–Виллет. Правда, некоторых наблюдателей смутило отсутствие на этом форуме президента США Дональда Трампа. Что ж, европейцам надо еще много сообща поработать, чтобы этот показательный церемониал стал содержательным.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter