Вместе с защитниками дикой природы и волонтерами наш корреспондент наводила чистоту на Ольманских болотах

Заметая чужие следы

У болот тоже есть свой праздник. 2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий. Наши белорусские болота сохраняют 500 миллионов тонн углерода, ежегодно выводят из атмосферы 900 тысяч тонн диоксида углерода и выделяют в атмосферу 630 тысяч тонн кислорода. Они героически борются с глобальным потеплением. А мы?..

Люди бросают вызов природе.

Знал бы Маршак!

Мы едем в самое сердце Ольманских болот. Я давно об этом мечтала! Две строчки в программе — что на легковушке туда не добраться и что надежной связи там нет — только добавляют адреналина. Попасть в затерянный мир! Искать тропинку, то и дело увязая в трясине. Прыгать с кочки на кочку, цепляясь за ветки…

Максим Немчинов, специалист по природоохранным вопросам общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», пускает листок с инструктажем по нашему микроавтобусу, битком набитому волонтерами из Минска, которые не ровно дышат к белорусским болотам. Николай занимается туризмом, он побывал на всех наших болотах. Денис — биолог, интересуется белорусским фольклором и зодчеством. Ольга увлекается историей, культурой Беларуси, она преподает белорусский язык. Женя — программист. Агата — будущий ландшафтный архитектор. Маша — сценарист. Там, на Полесье, подключатся местные жители, лесники. Всего в Республиканском ландшафтном заказнике «Ольманские болота» соберется более 20 человек. Акцию организовала «Ахова птушак Бацькаўшчыны» в рамках проекта «Полесье — дикая природа без границ: защита одного из крупнейших природных ландшафтов Европы» при поддержке Франкфуртского зоологического товарищества (Германия).

И это вовсе не шутка, что мы отправляемся в летник зимой. На улице — «плюс», трава зеленеет, в Березинском биосферном заповеднике зафиксировано цветение первоцвета печеночницы. Снега нет и в помине. Мог ли предполагать Самуил Маршак, написавший в 1942 году сказку «Двенадцать месяцев» о подснежниках в зимнем лесу, что когда-нибудь нечто подобное можно будет наблюдать наяву? Сказки сказками, но глобальное потепление уже создало реальные проблемы. 

К мудрому Соломону

Трудно даже представить, что территория Ольманских болот начала формироваться 12 тысяч лет назад — задолго до строительства египетских пирамид и создания Рима. Но самое ценное и уникальное в том, что столь грандиозный по размерам болотный массив сохранился в естественном состоянии до наших дней. Его площадь около 100 тысяч гектаров. Второго такого масштабного природного комплекса, сочетающего в себе все типы болот, в Европе сегодня нет. На его территории не были нарушены природные гидрологические условия, так как не проводилась мелиорация. Дело в том, что с 1960 по 2006 год здесь находился 41-й авиационный военный полигон по испытанию авиабомб. 
Если убрать следы «первобытной» стоянки, есть большая вероятность, что она никогда не возродится.

Сейчас Ольманские болота — заказник, его биоразнообразие впечатляет. Только из краснокнижников — 22 вида птиц, 2 вида пресмыкающихся, 3 вида млекопитающих, 6 видов насекомых, 12 видов растений. Кстати, как раз на Ольманских болотах сосредоточена крупнейшая в Беларуси популяция из 18—20 пар большого подорлика, который находится под угрозой глобального исчезновения. Беларусь — одна из немногих стран, где этот вид сохранился.

Мы же едем убирать мусор, оставленный сборщиками клюквы, и ликвидировать их незаконные стоянки в этом драгоценном оазисе природы.

— Человек своим присутствием в нетронутых местах несет угрозу дикой природе, — уверяет Максим Немчинов. — Например, большой подорлик, если по соседству с ним остановятся люди, может покинуть гнездо с птенцами и никогда сюда не вернуться.

Есть версия, что название «Ольманы» произошло от имени Альман, или Соломон. Так что мы едем туда еще и почерпнуть первозданную мудрость болот, услышать их ровное дыхание и просто помолчать.

Космический остров

Выезжаем из Турова в 7.30 утра, еще в сумерках. Пока совершим марш-бросок из Гомельской области в Брестскую, в Столинский район, где находится тот остров на Ольманах, где нас ждет работа, уже рассветет. Вглубь заказника добираемся с работниками Ствигского лесничества Полесского лесхоза уже на специальной технике. Кто в «уазике», кто в джипе, а дальше — пешком.

— В глубокую трясину мы не полезем, — «разочаровывает» Максим Немчинов. — Лагеря сборщики клюквы устраивают на островах.

Но он оставляет нам маленький «шанс»:

— Смотрите не заблудитесь. Это необычный в нашем привычном понимании лес…

Столько нарядов у болота! Его можно назвать настоящим модником. То поросшее мхом и редкими «тундровыми» березками, то ряженое в яркие маскарадные костюмы с травяной бахромой. Здесь есть и реликтовые песчаные дюны, и ценнейшие старинные пойменные дубравы, и грабовые леса, и вековые сосновые боры, и редкие черноольховые рощи.

Может, мы увидим сегодня краснокнижную росянку промежуточную или промелькнет за стволами европейская рысь? В воздухе пахнет терпким багульником.

Мы стоим посреди Ольманских болот на маленьком островке суши — дальше вокруг повсюду вода. На смартфоне высвечивается украинское время. И немудрено — в 15—20 км отсюда проходит государственная граница с Украиной.

Максим разворачивает карту. Наш остров — темное пятно в самом центре Ольманских болот. Белые точки, их около десяти, — незаконные стоянки, которые нам предстоит ликвидировать.

Карта напоминает космическое небо. Болота — это и есть загадочный притягательный космос. Они не торопятся никому раскрывать свои тайны.

Мы надеваем рабочие перчатки, берем мешки для мусора и принимаемся разламывать хоромы, закапываем «колодец» с водой.

Оборотни и хранители

А вот и первая стихийная стоянка. В воронке от упавшей авиабомбы весом 500 кг образовалось «озерцо». Его «захватчики природы» используют и как «джакузи», и как питьевой источник. 

— Хоть на вид вода и темная, она фактически стерильная из-за сфагнума, — поясняет Максим Белоцкий,  проводник нашей группы, сотрудник АПБ. — К тому же еще и целебная, с мягким рН. 

Вторая стоянка нас повергает в шок. Здесь, по словам Максима Белоцкого, самый низкий уровень морального поведения человека на природных территориях. Мусор никогда не складировался.

Странные находки на лагерных стоянках… Их обитатели, как будто в дикой спешке, побросали вполне пригодные вещи — брюки, кроссовки, резиновые сапоги — и мистическим образом исчезли.

— Оборотни, — кто-то обронил невзначай.

И стало не по себе. Где-то бродят в болотных топях, пляшут огоньки в глазах, волки-перевертыши. Нет, не те красавцы-волки, которых так трепетно любит Максим Белоцкий и ради которых отказался от офисной работы в Москве и вернулся в родные Лельчицы, чтобы охранять природу. А те оборотистые, предприимчивые и не переживающие о том, что они оставят после себя.

— Важно, чтобы люди, живущие на Полесье, видели в этом уникальном природном крае не только источник клюквы, а понимали, какую ценность он представляет, — считает Максим Немчинов.

Что ж, мы внесли свою толику в поддержку популяции большого подорлика, навели чистоту на болоте. Пусть Ольманские болота вздохнут с облегчением.

infong@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter