Михаил Русый: «Чтобы выстоять в конкуренции с торговыми сетями, надо с ними сотрудничать»

Заместитель Премьер-министра Михаил РУСЫЙ:

«Чтобы выстоять в конкуренции с торговыми сетями, надо с ними сотрудничать»
«Чтобы выстоять в конкуренции с торговыми сетями, надо с ними сотрудничать»

За два года Белкоопсоюз сделал существенный шаг вперед. Так вчера отозвался о работе потребкооперации заместитель Премьер-министра Беларуси Михаил РУСЫЙ, который принял участие в итоговом заседании правления Белкоопсоюза.

— И шаг вперед сделан по тем направлениям, которые были оговорены на заседании Правления в феврале 2013 года с участием Главы государства (тогда Президент раскритиковал потребкооперацию. — Прим. ред.), — сказал Михаил Русый. — Белкоопсоюз — это не обычная торговая сеть, а сеть социального направления. Ее задачи, кроме обычной торговли, — купить, переработать и отправить на рынок страны и на экспорт ту продукцию, которую производят сельчане. В этом направлении Белкоопсоюз неплохо работает.

Однако по части мясопереработки, по мнению заместителя Премьер-министра, потребкооперации еще сложно конкурировать с крупными мясокомбинатами: пока не позволяет это делать себестоимость продукции райпо. Им надо работать и над производством и более активной реализацией солений и мочений.

— Традиционные национальные товары — это как раз то, что должна делать потребкооперация, — считает Михаил Русый. — Одно дело предлагать консервированные овощи, другое — наши традиционные соления-мочения. Человек должен прийти в магазин, где ему предложат соленый помидор и огурец, моченое яблоко, — килограмм, полкило или пять килограммов. Но сегодня, придя в сетевые магазины, не увидишь такого ассортимента, какой представлен здесь на выставке. Так что над этим тоже нужно работать.

В то же время Михаил Русый отметил, что предприятия Белкоопсоюза продвинулись в хлебопечении и производстве кондитерских изделий. 

— В прошлом году потребкооперация сработала, в принципе, неплохо. Почти 2 миллиарда евро — наш товарооборот. Из них 93 процента — товары отечественного производства. Мы работаем со всеми белорусскими производителями без исключения. Почти на полтора триллиона рублей заготовили излишков сельхозпродукции у сельского населения — ни одно подворье не осталось без нашего внимания, — сказал об итогах работы в 2014 году председатель правления Белкоопсоюза Валерий Иванов.

При этом руководитель потребкооперации заметил, что работать сегодня приходится в условиях жесткой конкуренции. 

— Да, конкурировать сейчас действительно сложно, — согласился Михаил Русый. — Но за последние 10 лет потребительский внутренний рынок страны вырос в 2 раза. То есть люди стали покупать в два раза больше, изменилась структура питания с ростом благосостояния. Вместе с тем Белкоопсоюз теряет свою долю — активно идет частный бизнес и особенно крупные сетевые магазины. Один из видов компенсации потерь — это как раз таки ассортимент, в особенности продукция, которую собрали, заготовили сельчане. В следующем году такие товары должны быть в магазинах в каждом агрогородке. Я уже не говорю про райцентры и крупные города. 

Для того чтобы выстоять в конкуренции, Михаил Русый посоветовал потребкооперации сотрудничать с крупными торговыми сетями, поставляя им свою продукцию.

— На их полках тоже должна быть продукция перерабатывающих предприятий Белкоопсоюза, — считает он. — Сегодня важно держать крупные центры, не баловаться с ценами, искать источники и возможности для снижения себестоимости продукции. Товар должен быть достойным по цене и качеству, тогда будет и товарооборот. Пусть рентабельность будет не 20, а 15 процентов, но за счет товарооборота можно будет добиться необходимой прибыли.

Говоря о конкуренции, Валерий Иванов заметил, что в последнее время в условиях нестабильной ситуации на валютном рынке, торговая сеть Белкоопсоюза, ориентированная в большей степени на белорусские товары, оказалась в несколько выигрышном положении по сравнению с коммерческими торговыми сетями, ориентирующимися на импорт. Да и производители поняли, что нужно выпускать конкурентоспособную продукцию, и делают сегодня это, не повышая оптовых цен на закупку. Благодаря этому Белкоопсоюз в свою очередь может не повышать розничные цены, что способствует укреплению имиджа потребкооперации — а это одна из главных задач Белкоопсоюза в 2015 году.

СПРАВКА «СГ»:

В 2014 году Белкоопсоюз ввел в эксплуатацию 26 магазинов торговой площадью 500 и более квадратных метров, открыл 78 магазинов шаговой доступности, 40 новых объектов общественного питания, еще 105 – модернизировал, приобретел 140 автомагазинов. Совместно с белорусскими производителями организована работа 57 фирменных торговых объектов (с элементами франчайзинга), из них 22 открыто  в 2014 году.

За 2014 год выплачено населению за сданную сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию 1428 млрд. рублей.

Методами соления, квашения и мочения переработано 4,1 тыс. тонн сырья (136% к прошлому году), произведено 1584 тонны мясной продукции по национальным «домашним» рецептам (117%). Всего произведено промышленной продукции на 2,3 трлн. рублей.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter